На контрольные прокаты юниорских танцевальных дуэтов в Новогорск тренер Алексей Горшков вместе с учениками приехал прямо из аэропорта. Несколькими часами ранее фигуристы вернулись в Москву из Лейк-Плэсида с турнира Ice Dance International и после долгого и утомительного перелета фактически сразу вышли на лед, чтобы показать новые программы.

О необычных соревнованиях танцоров в Америке, ранней готовности американских юниоров к сезону, новых программах своих учеников, универсальности и профессионализме в фигурном катании в интервью Алексея Горшкова.

Алексей Юрьевич, ваши ученики не в первый раз участвуют в турнире танцевальных дуэтов в Лейк-Плэсиде, который по нашим меркам проводится в непривычно ранние сроки. Что это дает вашим спортсменам?

Возможность наработать боевую форму к началу сезона. Юниорская серия Гран-при начинается значительно раньше, чем у взрослых. Уже в августе проходят первые этапы Гран-при. Каждый год многие тренеры и специалисты отмечают достаточно высокий уровень готовности американских юниоров на старте сезона. Возникает вопрос: почему? А связано это со спецификой их подготовки.

Если в Европе и у нас конец весны – начало лета традиционно период отпусков у фигуристов, то за океаном самый разгар работы. Школьники разъезжаются на каникулы, освобождается больше льда, появляется возможность тренироваться в большем объеме. Приведу такой пример: когда весной Игорь Шпильбанд со своими основными танцевальными дуэтами находился на чемпионате мира в Шанхае, его юниоры дома потихоньку накатывали новые произвольные программы. Пусть это были еще сырые варианты, но работа уже велась. И это не вымысел, сам тому был свидетелем, когда в марте оказался в командировке в Детройте.

Так что это для нас и фигуристов из Европы турнир в Лейк-Плэсиде проводится в непривычно ранние сроки. Для американцев все это в порядке вещей. Кстати, за океаном есть и еще более ранние старты. В июле, например, танцоры летали на соревнования в Вашингтон. И это не считая, местных клубных мероприятий – прокатов, показательных выступлений.

Такой специфический график подготовки позволяет американским юниорам не только плавно «вкатиться» в сезон, но и заблаговременно получить четкие квалифицированные рекомендации специалистов. Многие знают, что на турнире в Лейк-Плэсиде после каждого вида соревнований представители технической бригады и рефери организуют подробный разбор полетов. Причем, делается это индивидуально для каждой пары. Технический специалист объясняет, почему именно такие уровни были выставлены судьями в программе. Рефери дает комментарии по компонентам. Если в соревнованиях участвуют лидеры, то для них организуется более подробный анализ их выступлений с просмотром видеоматериалов.

Кто входит в судейские бригады на этом турнире?

Американцы придают очень большое значение своему турниру, поэтому и состав судейских бригад подбирается серьезный. Для судейства соревнований в Лейк-Плэсиде, которые получили статус международных, привлекаются специалисты очень высокого уровня. Те, которые работали на Олимпийских играх, чемпионатах мира, члены технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев (ИСУ). Поэтому и рекомендации, высказанные после выступлений, достаточно весомы.

Вообще, следует отметить, что старт в Лейк-Плэсиде объединяет несколько разных соревнований, в которых участвуют практически все возрастные группы. Соревнования проводятся в течение пяти дней. Причем, регламенты разные. Например, если спортсмены понимают, что на данный момент еще не могут целиком на хорошем уровне прокатать обе программы, то выступают с одной, которая также оценивается и разбирается судьями.

На контрольных прокатах нашей сборной также присутствуют специалисты, которые отмечают сильные и слабые моменты спортсменов, анализируют их новые программы.

Как раз об этом я и хотел сказать. В последнее время наши контрольные прокаты стали важной составляющей в подготовке спортсменов. Подробный разбор, рекомендации – все это очень полезная информация в преддверии нового сезона. В этом году, пожалуй, впервые юниорские танцевальные дуэты обе программы катали не фрагментами, не кусками, а целиком со всеми элементами. Причем, те пары, которые были не готовы к таким прокатам, просто не допускались. Понятно, что это позволило составить объективное мнение о готовности той или иной пары, новых программах.

Но с другой стороны, контрольные прокаты – это не соревнования. Тут не выставляются оценки, не видно соотношения, кто за кем. Спортсменам же более понятно и привычно, если они видят на табло свои баллы и занятые места, получают протокол, где все нюансы расписаны. Но соревнования и контрольные прокаты разные мероприятия. Одно другому не мешает.

Как вы оцениваете выступления своих учеников в Лейк-Плэсиде?

B5422

На этот период времени результаты неплохие. В Лейк-Плэсиде в разных соревнованиях участвовало 7 моих пар, но более подробно следует рассказать о двух дуэтах – Ксения Конкина – Георгий Ревия и Александра Амельхина – Андрей Филатов, которые после американского старта участвовали в контрольных прокатах в Новогорске.

Ксения и Георгий в Америке стали третьими в компании с довольно сильными соперниками – Рэйчел и Майкл Парсонс, а также Кристиной Каррера и Энтони Пономаренко. Причем, в коротком танце наша пара получила самые высокие баллы за технику.

Саша и Андрей в своем разряде были пятыми в коротком танце и третьими в произвольном. Для них это хороший результат, так как спортсмены недавно катаются в паре.

Когда после соревнований устраивался разбор программ участников, то многие специалисты и судьи отметили хореографию, выразительность катания наших спортсменов. Это к вопросу о том, что если соперники выделяют наши сильные стороны, стараются что-то перенять и развить, то и нам нужно брать на вооружение все лучшее от них. Традиции советской и российской школы фигурного катания никто не подвергает сомнению, но прогресс не остановить, и надо не стесняться учиться.

Кто ставил программы вашим парам?

Музыку для программ, общие идеи, темы произвольных программ подбирал я. Затем в июне мы отправились на сбор в Детройт к Игорю Шпильбанду, где совместными усилиями доводили до ума все наработки. Я уже рассказывал, что у Игоря все очень четко отлажено, расписано. К работе со спортсменами привлекается много профильных специалистов. Например, Гоша Ревия много работал с мимом Майклом Ли. Много времени и внимания мы уделили тренировкам с акробатом Олегом Ушаковым, который раньше выступал в Цирке дю Солей. Причем, какие-то вещи пробовали с прицелом на будущее, закладывали базу на перспективу. Мне кажется, что в работе с юниорами не следует ограничиваться рамками правил, надо пытаться расширять диапазон возможностей спортсменов, делать их универсалами. Да, есть кратчайший путь из пункта «А» в пункт «Б». Путь легкий, быстрый, но не всегда правильный. Опыт показывает, что правила могут меняться, и спортсмены должны быть готовы, адаптированы к любым переменам.

Возможно, заокеанские тренеры поняли это чуть раньше, когда оказались готовы лучше нас к изменениям в правилах, принятых накануне Олимпиады-2010?

Не хочу сейчас вдаваться в подробности. Все знают, под кого тогда писались эти правила. Но сейчас, и это следует отметить, политика техкома ИСУ по танцам на льду кардинально изменилась. Сегодня это профессиональная команда быстрого реагирования, которая четко отслеживает происходящее, своевременно принимает решения и делает все, чтобы танцы на льду стали популярным, зрелищным оригинальным видом фигурного катания. И это получается.

Расскажите о своих дуэтах и их программах?

Ксения Конкина – Гергий Ревия катаются вместе уже лет пять. Хорошие ребята, с головой. Вдобавок к этому с достаточно устойчивой психикой, что по нынешним временам очень ценное качество для спортсменов. Несмотря на то, что характеры у ребят разные, их объединяет очень важная черта: в нужный момент они могут включить эмоции и одновременно контролировать технические моменты во время катания. Это как компьютер в голове, где записана определенная программа.

С Ксюшей и Гошей мы работаем очень серьезно. Стараемся подключать как можно больше разных специалистов. К примеру, в прошлом сезоне с произвольным танцем ребятам помогал Фабьян Бурза. Опыт общения, сотрудничества с разными тренерами – всегда полезен.

Если говорить о программах, то для произвольной взяли «Лунную сонату» в исполнении бразильской группы «Viper». Идею подсказал Николай Морозов. Он предложил и музыку. Всю ночь мы просидели с Колей, перебирая разные варианты. Один был с расчетом исключительно на российского зрителя. Задумка была интересной, но мы не рискнули. Остановились на «Лунной сонате» в необычном исполнении.

Для короткого танца выбрали «Вальс духов» Карла Дженкинса. Я очень люблю этого композитора и музыканта, современного классика, который пишет такие модерновые вещи. Постоянно слежу за его творчеством. Раньше мы уже ставили программы на музыку Дженкинса для болгар Денковой – Ставийского, других учеников Оксаны Домниной – Максима Шабалина. Но вот эту мелодию еще не использовали. Короткий танец Ксении и Георгия сделали в классическом стиле, но с подтекстом.

А Александра Амельхина – Андрей Филатов?

 

B5870Эта пара катается вместе второй сезон. Андрей перешел к нам из ЦСКА, Саша до недавнего времени тренировалась у Ксении Румянцевой. Девочке долго искали партнера, и вот решили попробовать в дуэте с Андреем. Пара новая. Фигуристы в поиске фирменного стиля, но мы не боимся экспериментировать. При всем том, как мне кажется, эти ребята не похожи на других. Есть в них что-то необычное.

Музыку для их короткого танца еще раньше мне подсказала Татьяна Анатольевна Тарасова. Старинный вальс из балета «Семь красавиц» Кара Караева. Эта мелодия мне сразу понравилась, и я как счастливый обладатель клада ждал момента, кому бы из учеников его передать. В этом году увидел в этой музыке Сашу и Андрея. По-моему, не ошибся.

Произвольный танец поставили на песню «Очи черные» в исполнении Луи Армстронга. Мне давно хотелось сделать такой джазовый «прикол», когда одна и та же мелодия исполняется в разных ритмах. Перед постановкой программы прослушали много вариантов, но остановились на этом, где мелодия переходит из блюза в фокстрот, затем свинг. Получилось неплохо. Во всяком случае, интересно.

Еще один вопрос относительно ваших учеников Изабеллы Тобиас и Ильи Ткаченко, которые выиграли турнир взрослых пар в Лейк-Плэсиде. Вы продолжаете с ними сотрудничать?

Помогаю им в работе, когда приезжаю в США, но в силу обстоятельств не на постоянной основе. Ребят тренирует Игорь Шпильбанд. Изабелла и Илья достаточно опытные спортсмены. Напомню, что был период, когда Илья в течение года катался и выступал в различных шоу вместе с Изабеллой.

Сейчас эта пара представляет Израиль. Насколько я знаю, вопрос с гражданством у Ильи решается. Если все получится, то они смогут отобраться на Олимпиаду. Как я понимаю, это их цель.

Настроены ребята серьезно. К этому сезону подготовили хорошие программы. Произвольный танец поставлен на музыку Бородина «Половецкие пляски». Знаю, что фигуристы отсмотрели много разных программ и Оксаны с Максимом, Мэрил Дэвис – Чарли Уайта, но в итоге сделали свой вариант, программу, непохожую на предыдущие. Безусловно, у Изабеллы и Ильи было достаточно времени на постановку, потому что прошлый сезон фигуристы пропустили. И именно это обстоятельство пока является, пожалуй, существенным негативным моментом для них, поскольку длительный перерыв не мог не сказаться на форме, хотя спортсмены не прекращали тренировок. Но я думаю, все это преодолимо, было бы желание.

Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Ольга ТИМОХОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки