Председатель технического комитета Международного союза конькобежцев (ИСУ) Александр Лакерник высказал свою точку зрения о результатах китайского этапа Гран-при и разъяснил, нужно ли пересматривать систему стоимости сложных элементов.

Александр Рафаилович, на прошедшем этапе Гран-при в Пекине китайский фигурист Боян Цзин впервые исполнил 6 четверных прыжков в двух программах, а российская пара Юко Кавагути – Александр Смирнов сделала два четверных выброса, один из которых ритбергер до этого не делал никто. Многие назвали это революцией в фигурном катании. Считаете ли вы, что это так?

Нет, не считаю. Если говорить о шести четверных прыжках, то это просто на один больше, чем то, что есть сейчас, что уже пробуют и делают мужчины. Да, шесть четверных -- это сильно, это интересно. Но я не думаю, что произошли какие-то революции, потому что нам надо разобраться в том, что вообще происходит. Сейчас появились некие тенденции, которые меня настораживают. Что я имею в виду? Сложный элемент и так приносит много баллов. Но почему-то некоторые судьи стали оценивать качество исполнения элемента ультра-си более мягко, чем элемента попроще. То есть в четверном прыжке начинают прощать то, что не прощают в тройном. Более того благодаря включению в программы ультра-си начали расти даже компоненты.

Думаю, что это неверный посыл. Если элемент сложный, он, естественно, будет стоить дороже, но качество его исполнения должно оцениваться ровно по тем же меркам, что и качество тройного. И это предмет для обсуждения.

То же самое с компонентами, которые вряд ли зависят от того исполнен четверной прыжок или тройной. Это один момент. Второй – делать и сделать – это разные вещи. Конечно, самые сильные выступления – это те, где есть максимальная сложность и самое высокое качество. Кто сумеет этого добиться в ходе сезона? Давайте посмотрим. Давайте пройдем оставшиеся этапы, финал Гран-при, чемпионаты ИСУ, а потом будем анализировать результаты. Не стоит забывать, что сложные вещи в напряженной обстановке чемпионатов делать гораздо труднее. Во-вторых, они чреваты травмами, поэтому я бы относился к этому осторожно. Это не значит, что я против сложности, я – за. Но наш вид спорта состоит из двух вещей – сложности и качества, и они должны сочетаться. Сказать, что сложность забивает все остальное – это неправильно. Система так не задумана.

Как показал китайский этап, сложные элементы отнюдь не гарантируют уверенную победу. Боян Цзин с шестью четверными прыжками, правда, не все были сделаны чисто, стал в итоге вторым, а наши ребята на 0,38 балла опередили китайскую пару, допустившую несколько ошибок. И все-таки, нет ли в этом некоторого противоречия, потому что каскад четверной лутц – тройной тулуп пока не делает никто, кроме Бояна, то же самое относится к выбросам Кавагути -- Смирнова?

Начнем с того, что из двух выбросов Юко с Сашей чисто сделали только первый. Второй был с минусами, потому что фигуристка приземлилась на две ноги. Если бы Кавагути – Смирнов оба выброса сделали чисто, то, наверное, китайцы их не догнали даже без той ошибки, которую допустили. Саша и Юко тоже ведь не показали свой максимум, а только то, что могли.

Если же спортсмен выполнит сложные элементы с высоким качеством и хорошо прокатает программу, то победа, наверняка, гарантирована. Но ведь что происходит? Фигурист может ошибиться – это раз. Во-вторых, из-за сложности элементов он может сконцентрироваться только на ультра-си, и программы не останется. Вот если спортсмен сумеет собрать все вместе, то он будет выигрывать.

Вы полагаете, что сложные элементы будут делать все больше и больше спортсменов?

Фигурное катание будет развиваться. Это спорт, девиз которого: выше, дальше, сильнее. И сколько бы мы не говорили, но сложность ограничить нельзя. Однако если не будет качества, то только за счет сложности не выиграть. Вопрос ведь не в только в том: что ты делаешь? А сделаешь ли? И как сделаешь?

Те изменения, которые сейчас происходят в фигурном катании, не заставят ли это пересмотреть систему стоимости элементов? Например, сейчас тройной аксель у девочек стоит столько же, сколько у мальчиков, а ведь девочкам в разы сложнее выполнить этот прыжок.

В свое время, когда мальчики начинали прыгать тройной аксель, правда, система судейства была другой, но ситуация с освоением этого прыжка являлась схожей. Вначале новый сложный прыжок идет тяжело, потом находят подходы, как его правильно делать, и этот прыжок становится нормой. Можно предположить, что когда-нибудь и у девочек тройной аксель станут прыгать многие.

Другое дело, что сейчас трудно понять, почему девочкам тройной аксель дается так тяжело? Наверное, этим должна заниматься спортивная наука. Возможно, это происходит потому, что у многих фигуристок и двойной аксель невысокого качества. Возьмите, например, сильнейших спортсменок мира, России, посмотрите, какой у них двойной аксель. Не так много девочек с хорошим двойным акселем. Почему Лиза прыгает тройной аксель? Потому что у нее очень хороший двойной. Есть с чего прыгать. А когда двойной на грани того, сделать или нет, то о каком тройном можно говорить.

Но возвращаясь к вопросу, не думаю, что сейчас будет идти речь о том, чтобы пересматривать стоимости элементов, делать так, чтобы тройной аксель у девочек стоил дороже. У нас нормальная шкала сложности, которую можно корректировать и, наверное, будем корректировать, но кардинально менять подходы в этом вопросе не нужно. Скорее, нужно смотреть, как мы оцениваем качество исполнения элементов. Если фигурист как-то скрутил четыре оборота и еле-еле выехал, то он не должен много получить. Нужно смотреть, как сложный элемент в целом влияет на всю программу. Если он становится ее гвоздем, пиком – это интересно. А если тот же четверной портит программу, то, наверное, компоненты должны не расти, а, наоборот.

Сама постановка вопроса, как оценивать сложность элементов, вполне разумна. И думаю, что эта тема будет подниматься не один раз. Но вряд ли стоит так с ходу сейчас делать выводы. Вот закончится сезон, станет понятнее. Сейчас мы наблюдаем в парном катании параллельные тройные прыжки, более сложные выбросы и иногда более сложные подкрутки. Четверных подкруток не так много, потому что и тройных не так много хороших. В одиночном катании усложняются прыжковые элементы. Говорят, что кто-то из ребят начинает пробовать четверной аксель. Во всяком случае, я уже слышал про одного российского спортсмена, что он пытался. Слышал, но не видел. Так что надо правильно оценивать то, что происходит сейчас, без торопливости, спокойно все анализируя.

Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлия КОМАРОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки