Для российской пары Наталья Забияко – Александр Энберт выступление на московском этапе Гран-при «Кубок Ростелеком» стало своего рода дебютом на турнире такого высокого уровня. Спортсменам было интересно понять, как оценят их катание зрители и судьи. По окончании соревнований Александр подробно рассказал, как складывалась их пара, создавались программы и велась подготовка к турниру.

Александр, какие впечатления от выступления?

По сравнению с первым международным стартом серии Challenger, который прошел в Саранске ("Мордовский орнамент") выступать в Москве было намного легче. Легче в том плане, что мы уже знали, как нужно себя вести в условиях старта: как проводить шестиминутку, на что обратить внимание в прокатах. Естественно, что этот старт был более ответственным. Но нам очень помогала публика, поддержка, которая чувствовалась невероятно сильно, как во время выступлений, так и после.

ZEMGP151

За последнее время вы поменяли несколько партнерш. Насколько удалось «совпасть» с Натальей Забияко в плане техники катания, взглядах на тренировочный процесс?

Когда встаешь в пару с новым партнером, приходится менять темп всех прыжков, выбросов и прочих элементов. Получилось так, что я катался изначально в одной, петербургской школе, Василиса (Даванкова – прим. авт.), с которой мы тренировались и выступали в прошлом сезоне – во второй, Наташа – в третьей. В каждой школе, у каждого тренера, есть свои нюансы. С Наташей скатываться было отчасти проще, поскольку мы оба весь прошлый сезон тренировались в группе Нины Михайловны Мозер и уже имели представление о том, как организован процесс. Каждый знал систему тренировок, на что делаются акценты, как работать над ошибками. Сразу, в один момент, конечно, перестроиться невозможно, но мы довольны, какими темпами идет работа.

На протяжении карьеры вы тренировались у Тамары Москвиной, Олега Васильева, теперь катаетесь в группе Нины Мозер. Насколько отличается стиль работы у разных специалистов?

Принципы построения тренировочного процесса кардинально различаются. Причем, это касается не только долгосрочного плана, но и плана на каждую тренировку. Система тренировок в группе Нины Михайловны нам с Наташей подходит. Мы неплохо чувствуем себя на соревнованиях: как в плане технической, физической подготовки, так и в отношении психологического настроя.

Чем принципиально отличаются взгляды специалистов на тренировочный процесс? Думаю, лучше спросить об этом их самих. Если они захотят поделиться секретами работы, то обязательно сделают. На мой взгляд, каких-то супер секретов на самом деле нет. Однако есть много нюансов. Именно эти нюансы и формируют ту картину, которая демонстрируется на соревнованиях. Тот факт, что нам удобно, комфортно выступать, и мы неплохо чувствуем себя в обеих программах, нам не просто хватает физических сил «докатать» программу, но и эмоциональных, чтобы показать какую-то историю, – заслуга наших тренеров.

Раз уж речь зашла о программах, давайте немного о них поговорим.

В каждую из программмы пытаемся вжиться, рассказать зрителю какую-то историю. Произвольная поставлена на музыку к фильму «Гром небесный» Жоржа Гарваренца, для короткой Нина Михайловна предложила музыку Алексея Рыбникова из «Юноны и Авось». Мы знали, что в этом сезоне в основном будет стартовать на российских турнирах, и музыка с русскими словами к месту.

ZEMGP152

На спектакль ходили, чтобы зарядиться актеркой энергетикой, лучше вжиться в образы?

К сожалению, смотрели постановку только на видео, сходить в театр не удалось. Сейчас начнется подготовка к чемпионату России, обещаем обязательно этот пробел восполнить, чтобы удивить той же самой программой, но уже полностью отработанной.

В каждой из наших постановок есть перемены настроения, являющиеся развитием основной темы. В правилах предписано, что в программе должен меняться темп шагов и перестроений. Мы стараемся следовать этому не механически, а менять, в том числе эмоциональный окрас в пластике. В лирической части ловим моменты, чтобы показать нежные эмоции; там, где по сюжету возникает какая-то злость, подбираем более агрессивные движения. Конечно же, смену настроений проще изобразить, если представить себе какую-то конкретную ситуацию –- сцену разлуки или встречи, чувство любви или ненависти.

В тренировочном процессе вместе с нашим хореографом Аллой Викторовной Капрановой разбираем программу от начала до конца: вот тут подъехал, здесь оттолкнул, сказал: "Уходи", потом повернулся: "Ладно, иди сюда". В общем, для каждого движения стараешься найти определенные слова. Если это получается, то история становится понятнее: можешь выразить движением идею так, что ее «прочтет» и зритель. Если же внутри пустота, то очень сложно исполнить движение таким образом, чтобы окружающие люди поняли, что ты хочешь сказать.

Кто занимается с вами на льду?

На льду большую часть времени проводим с Владом Жовнирским. Вся техническая база, которую на данный момент освоили -– это его заслуга. Работаем, разумеется, и с Ниной Михайловной. Она глобально подходит к тренировкам, стратегически разрабатывает план занятий. Если Влад больше занимается непосредственно техникой, то Нина Михайловна подготовкой в целом: подведением к соревнованиям, распределением нагрузок. С нашим хореографом Аллой Викторовной отрабатываем все не только в зале, но и на льду. Сейчас к нам приехал еще Робин (Шолковы, - прим. авт.), помогает свежим, незамыленным взглядом посмотреть на программы, уточнить какие-то нюансы, которые ему сразу бросаются в глаза. Ведь когда катаешься каждый день, кажется, что делаешь все нормально.

ZEMGP15jpg

Робин показывает что-то на льду или стоит за бортиком?

Пока что Робин больше смотрит. Он бывает в Москве наездами, в то время как Влад постоянно с нами на льду. План тренировок, как правило, заранее расписан. Робин включается в текущий процесс, обсуждает увиденное с тренерами и с нами.

В произвольной у вас заявлен двойной выброс аксель, планируете ли разучивать выброс в три с половиной оборота?

Над тройным акселем мы как раз с Робином плотно поработаем. Летом в Сочи, на сборах, уже пробовали делать. После двух недель тренировок двойного акселя решились три с половиной. В принципе, получалось неплохо, но, к сожалению, многооборотные выбросы травмоопасны. В Москве на этапе Гран-при китайская пара едва не травмировалась, но, слава богу, обошлось. Мы тоже не избежали последствий исполнения элемента ультра-си, Наталья получила травму.

Но сейчас все в порядке, можем снова все делать. Так что, как только пройдут основные соревнования, возможно, станем пробовать тройной аксель. Летом особых проблем с докрутом или высотой не возникало. Однако Гран-при –- не те соревнования, где стоит экспериментировать и пробовать этот элемент. Надеемся, в скором будущем сможем его показать.

У Нины Михайловны тренируется довольно большая группа спортсменов. Кто сейчас является вашими спарринг-партнерами на льду?

Федор Климов с Ксенией Столбовой. Мы тренируемся вместе с ними. В последнее время присоединились Арина Чернявская и Антонио Соуза-Кордейру.

Если вернуться назад, что стало причиной расставания с Василисой Даванковой, ведь вы неплохо начинали?

Действительно, на предсезонных прокатах начиналось хорошо –- казалось, все сложные элементы были уже освоены. Но в течение сезона подготовительная работа не оправдала себя. Было вложено много сил, но развития не последовало. Время тренера бесценно, а когда оно тратится на работу, которая уходит сквозь пальцы, это неправильно. Необходимо добиваться результата, тогда и тренерам и фигуристам интересно работать, а иначе всем становится тяжело.

Смена партнерши -- это ваше или тренерское решение?

Естественно, все обсуждалось. Нина Михайловна высказала ряд аргументов, поразмыслив над которыми, я пришел к выводу, что, действительно, большая часть той работы, что была проделана, ушла в никуда. Мы не смогли достигнуть того, чего хотели. Мы не только не подошли к плану максимум, но не реализовали план минимум. Нынешние тенденции в фигурном катании подталкивают к тому, чтобы усложнять программы. В паре с Наташей у нас больше возможностей в плане развития технической стороны катания.

Сложно было психологически пережить этот момент?

Не могу сказать, что слишком сложно было начинать работать с новым человеком. Возможно, мне просто попадаются люди, с которыми легко найти общий язык. Через какое-то время наша работа стала такой, какой и должна быть: всякое недоверие ушло. Другой вопрос, что сам момент разрыва дается тяжело. Начало же работы с новой партнершей не вызвало никаких сложностей. Как только мы с Наташей встали в пару, то сразу сработались.

Ольга ЧЕПУРОВА, специально для сайта ФФККР

Фото автора и Юлии КОМАРОВОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки