Знаменитый тренер Тамара Москвина в интервью сайту ФФККР поделилась мнением о новом формате предсезонных прокатов, напомнила, как это было в советское время, рассказала о программах учеников, действующих чемпионов Европы Юко Кавагути – Александра Смирнова, новых элементах, которые фигуристы планируют исполнять, и обрисовала ситуацию с недавно созданной школой «Звездный лед».

«Эксперимент с прокатами на публике считаю правильным»

Тамара Николаевна, как вы оцениваете новый формат контрольных прокатов? Некоторые тренеры высказывали сомнения, не слишком ли рано фигуристам нужно катать на публике свои программы целиком?

Учитывая требования, которые сейчас предъявляются к фигуристам, безусловно, в начале сезона во время подготовки новых программ необходима помощь технических специалистов и судей, которые бы оценили соответствие уровней исполняемых элементов с реальным положением дел. Представления тренеров и спортсменов могут расходиться с требованиями правил, поэтому подробный анализ программ специалистами перед началом сезона играет важную роль.

Кроме того, в последнее время спортсмены из других стран начинают подготовку к первым стартам значительно раньше, и это вынуждает нас действовать таким же образом, чтобы не отставать от соперников. Знаю, что контрольные прокаты прошли в Китае, Канаде, Америке… Канадские и американские фигуристы летом даже участвовали в соревнованиях. Так что показ новых программ, организованный Федерацией на публике, а без публики – это не тот ажиотаж, не тот психологический настрой, не то состояние, -- на мой взгляд, правильное решение вопроса преждевременности и своевременности.

Те тренеры, для которых такие прокаты – это немного рано, могут снять чрезмерную готовность спортсменов другими методами. Вернуться к отработке элементов с тем, чтобы не выводить учеников на уровень высокой работоспособности.

B9380

Предсезонные прокаты сборной стали проводиться сравнительно недавно. Что было раньше вместо них?

В советское время тренеры, которые имели возможность выезжать со своими спортсменами на сборы, новые программы готовили там и каждую субботу или воскресенье устраивали показательные выступления на зрителях, чтобы выяснить, насколько удались постановки. Правда, в то время не было технических специалистов и таких требований к уровням элементов, но прокаты проводились. Только в рамках показательных выступлений. Таких выступлений было очень много, поскольку это был одним из способов заработка спортсменов.

Иными словами, как только программа была поставлена…

…ее сразу же начинали накатывать, опробовали на зрителях. Сейчас другие условия. Но то, что в этом году сделала Федерация фигурного катания России – совместила «разбор полетов» программ техническими специалистами и судьями на тренировочном сборе, и затем организовала показательные выступления с целиковыми прокатами программ в присутствии зрителей, по-моему, правильно. Раньше в Новогорске при пустых трибунах такое мероприятие больше напоминало рабочее. Прокатал кусочек, постоял, дальше поехал. Но катать программу фрагментарно намного легче, чем «от и до» со всеми элементами. Это даже объяснять не нужно.

«После командного чемпионата закрыли все вопросы и начали подготовку к новому сезону»

Подготовка ваших учеников Юко Кавагути – Александра Смирнова к новому сезону проходила легче или сложнее?

В конце каждого сезона мы с ребятами собираемся и обсуждаем перспективные планы. Такой разговор состоялся и после командного чемпионата мира в Японии. Юко и Саша однозначно сказали, что намерены продолжать. И так как все вопросы были сразу закрыты, мы начали подготовку к новому сезону.

Единственное, у Саши в этот раз не получилось съездить с семьей на море, потому что маленький ребенок и да супруге нужно было продолжать профессиональную карьеру. Но Саша отнесся ко всему достаточно спокойно, сказал: «Ничего, отдохнем на сборе в Игоре». Кстати, на том сборе мы делали прокаты еще «сырых» программ, чтобы понять, как они смотрятся на публике.

С прошлого сезона вы оставили «Манфреда» и сделали новую короткую программу. Чем было продиктовано такое решение?

Мы поменяли короткую программу, поскольку попробовали уйти в другой стиль. К моменту наших постановок уже были объявлены программы других спортсменов, и повторяться не хотелось. Идею программы и композицию в исполнении Барбары Стрейзанд и Брайана Адамса «Finally Found Someone» предложил Петр Чернышев, с которым мы давно работаем. Он чувствует ребят. И так как у Пети большой опыт постановочной работы, то мы ему доверились. Пожалуй, впервые решили делать не тематическую программу, а которая рассказывала бы об обыкновенных человеческих отношениях и чувствах. Конечно, Петя Чернышев – молодец, пытается разнообразить художественную палитру Юко и Саши.

В произвольной пошли несколько иным путем. В связи с тем, что ребята ограничены в наборе прыжковых элементов – делают тулуп в три оборота и комбинацию из двух двойных акселей, то чтобы конкурировать с другими парами, мы решили выйти на уровень двух четверных выбросов. Один – сальхов Юко делала. Планируем добавить ритбергер. Вследствие технических усложнений произвольную программу в целом оставили прежней, но она подверглась существенным корректировкам. По художественному впечатлению «Манфред» -- программа интересная, яркая, и если ребята будут делать чисто элементы, то она вполне сопоставима с программами конкурентов.

За последнее время Юко и Саше удалось поднять на более высокий уровень надежности четверной выброс сальхов. Ритбергер пока был в однократном исполнении, но работу будем продолжать.

После прокатов в Сочи, появилось ощущение, что у Юко и Саши будто открылось второе дыхание. Это так?

Ребята пережили сложную ситуацию с травмой Саши, когда он фактически остался без ноги. И тот дух, то терпение, та надежда, жертвенность, которой было подчинено все, ради того, чтобы Саша выздоровел и восстановился, сблизили ребят. Безусловно, Юко и Саша очень разные, с разным менталитетом, психологией, особенностями японского и русского характера, но поиски выхода из сложной ситуации, взаимовыручка, заставили их иначе посмотреть на происходящее, друг на друга. Юко всегда и во всем поддерживала Сашу. Саша находил пути и возможности, больше контактировать с партнершей. В конечном итоге это позволило паре перейти к исполнению сложных элементов, поиску новых стилей, образов в программах.

«Фигурное катание, и парное в частности, -- это спорт»

Вы согласны с тем, что в последнее время парное катание, встав на путь технических усовершенствований, превращается в набор отдельных элементов под музыку? Такое мнение часто можно услышать.

Фигурное катание, и парное в частности, -- это спорт. А что такое спорт? Это действие, при котором один фигурист пытается победить другого. Чем? Сложностью программ, оригинальностью элементов, необычностью музыкального сопровождения, созданием новых образов и так далее. Для каждого компонента существует свой критерий. Но, как правило, они субъективные, и единственный критерий оценки сложности – объективен. Допустим, какая программа лучше – романтическая или драматическая? На этот вопрос не ответит никто. А то, что два тройных прыжка выполнить сложнее, чем один тройной и двойные – это факт. Сейчас практически все спортсмены делают выбросы с хорошим пролетом. Как выделиться? Кто будет мерить высоту полета в подкрутке или оригинальность смены хвата в поддержке? Но есть то, что говорит само за себя, количество оборотов. И это та тенденция наметилась в фигурном катании с момента его появления, когда начинали с перекидных прыжков. Затем одинарный, двойной, тройной… Одиночники еще недавно утверждали: «Ой, тройные никогда». А сейчас мужчины исполняют в одной программе по два-три прыжка в четыре оборота…

Наш вид спорта так устроен, что сначала усложняется техническая часть программы, затем наступает новый виток, когда эти усовершенствования облекаются в художественную форму, обрастают сюжетами, дополняются образами, которые берут за душу. Это и есть спорт. А все другое, назовите как угодно – балет, например, с неконкурентоспособными программами, которые не являются спортивными достижениями.

B9418

«Школа «Звездный лед» только организовалась, и нужно время, чтобы запустить механизм»

Как вы выходите из ситуации, что Юко и Саша тренируются одни?

Сейчас в связи с тем, что в «Юбилейном» открылась школа «Звездный лед», появилась возможность организовать группу парного катания, в которой тренируется несколько пар-новичков. И пусть по понятным причинам они не могут конкурировать с Юко и Сашей, но своим присутствием создают положительный эмоциональный настрой. На наших тренировках теперь постоянно находятся тренеры, которые работают с новыми дуэтами: Константин Безматерных, Артур Минчук, Татьяна Дручинина… Они берут на себя часть эмоционального настроя группы: то шуткой, то замечанием, то подсказкой разряжают обстановку.

Школа «Звездный лед» открылась не так давно. С какими проблемами приходится сталкиваться?

Школа организовалась недавно, и нужно время, чтобы запустить механизм, привести его в состояние максимальной работоспособности. Мы продолжаем набор фигуристов в группы парного катания. К сожалению, на данный момент у нас довольно маленький выбор. Прыгающие девочки либо очень высокие, либо крупные, либо уезжают в Москву. Но в этом ничего такого нет: где глубже озеро, там больше рыбы.

Что касается мальчиков, то взрослые и крепенькие уже разобраны, а молодежь требует физического развития, подкачки. Но самое главное, для того, чтобы создать пару, надо научить ребят всем хватам, как держаться за партнера, командовать, считать, а это занимает много времени, поэтому процесс созревания пары идет не так быстро, как хотелось. Результат наша школа даст, но не сразу.

В целом вы довольны, как идет работа?

Лед есть. Есть коллектив, руководство во главе с опытным директором Александрой Корчагиной. Рассчитываем, что через год-два школа получит новый каток. Так что дело движется. Единственное, что беспокоит, маленькие ставки тренерам, так как наша школа – бюджетное предприятие. Начинающие тренеры берут учеников с нуля, отсюда слабое наполнение групп. К тому же, у начинающих специалистов нет повышающего коэффициента зарплат, им приходится искать дополнительные источники заработка, потому что прожить на одну зарплату сложно.

В этом плане нам пытается помочь новый президент Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга Тимур Кабукаев, привлекая различные структуры, которые могли бы оказать финансовую помощь фигуристам, представляющим наш город. С приходом нового главы Федерации ситуация меняется и выглядит обнадеживающей.

Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Ольга ТИМОХОВА (архив и фото с прокатов в Сочи)

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки