На этой неделе во Франции стартует первый этап юниорской серии Гран-при, котором примут участие фигуристы тренера Этери Тутберидзе. О подготовке к сезону, спортсменах и тренерах, работающих в команде, новых программах, «звездной болезни» и тренерском везении в интервью Этери ТУТБЕРИДЗЕ.

-- Этери Георгиевна, давайте начнем с юниоров, которые поедут на юниорские этапы Гран-при.

-- На первый этап поедут Алина Загитова и Илья Скирда. Илья тренируется у нас лет пять. Пришел из «Сокольников» от Сергея Новицкого. На тот момент у фигуриста были проблемы с прыжками, которые мы преодолели. Пока не делаем тройного акселя -- не хватает веса, мощи, но это поправимо. Однако и с тем техническим арсеналом, который есть, думаю, Скирда понравится публике и судьям, поскольку обладает интересным легким катанием. Илюша не просто делает элементы под музыку, а рассказывает на льду историю, втягивая зрителей, заставляя обратить внимание на себя. Мы очень хотим превратить спортсмена в «фигуриста западного образца» -- не только прыгающего и вращающегося, но и катающегося, потому что то, чем мы занимаемся, это фигурное катание.

Еще в конце прошлого сезона мы планировали выступление Ильи на первых этапах Гран-при. Не потому, что такие быстрые и были уверены, что сумеем хорошо подготовиться к началу сезона, хотя спортсмен готов довольно хорошо. Основная причина, что ребята постарше, которые прыгают четверные и тройные аксели, как правило чуть позже набирают форму, и, понимая расстановку сил, мы решили, что пока они готовятся, мы успеем отсоревноваться.

D16B3318

Еще одна наша участница Гран-при – Алина Загитова. Не могу назвать ее новичком, спортсменка катается у нас полтора года. Не все складывалось поначалу гладко. Через три месяца, как Алина появилась, я ее выгнала, но потом вернула. Выгнала потому, что для меня важно, чтобы спортсмен работал сам, а Алина чуть-чуть не понимала нашу систему тренировок, что тут никто никого не подгоняет, не заставляет работать, не кричит…

Понятно, что перейдя к новому тренеру, не все могут сразу перестроиться. Тут главное – желание, хочешь работать или нет. Алина приехала к нам из Ижевска. У нее был небольшой соревновательный опыт, соответственно и такая же мотивация. Но девочка быстро набирала. Сейчас она владеет сложными каскадами – с лутцем, ритбергером, что и планируем показать в произвольной программе. Техническая составляющая у Загитовой очень сильная, потому что все прыжковые элементы во второй половине программы. «Перепрыгать» спортсменку можно только обладая тройным акселем или четверным. При этом программа сбалансированная, насыщенная элементами, музыкальная, исполняется в быстром темпе. Посмотрим, как Алина справится. Главная задача – выдержать психологически, не «перемотивировать» себя перед стартом, как это случалось в прошлом сезоне. Но как бы Алина ни выступила на Гран-при, мы будем продолжать работать. Дебют на этапах серии – только одна из ступеней в становлении спортсмена.

-- В контрольных прокатах участвовали другие ваши ученики – Алексей Ерохов и Даша Паненкова.

D16B1083

-- Леша Ерохов давно занимается в нашей группе, но из-за травм и болезней много пропустил. Сначала перенес операции на пахе, потом травмировал тазобедренный сустав, пролежал три месяца в больнице. После возникли возрастные проблемы с сердцем, что отразилось в кардиограмме. Врачи вообще запретили парню заниматься спортом. И я намеренно не брала Ерохова на сборы – берегла, потому что в памяти всплывал трагический случай с Сергеем Гриньковым. Уговаривала, чтобы Леша подумал, убеждала, что на спорте жизнь не заканчивается, что со временем он может стать хорошим тренером. Он слушал, кивал, но как только прошел медицинское обследование, и врачи разрешили тренироваться, тут же вернулся на лед.

Парень с характером. Целеустремленный. Прыгает два четверных. Но из-за того, что много времени было потеряно, есть некий дисбаланс в прыжках и катании. Планируется, что Ерохов выступит на японском этапе Гран-при. Парень очень старается, слушает все замечания, исправляет ошибки, но нужно время, чтобы наверстать упущенное.

Даша Паненкова – фигуристка, которая внешне отличается от девочек, которые тренировались у нас. Она интересная спортсменка, обладающая «зависающим» прыжком. Каскад три – три делает с двумя руками наверх. В произвольной программе все прыжковые элементы исполняет во второй части. Надеюсь, что эта девочка заявит о себе в сезоне.

-- В Новогорске не каталась Полина Цурская. Как проходит ее восстановление?

zhurskaya

-- Полина тренируется, делает все прыжки, новые программы готовы. Напомню, что Полина травмировалась за день до вылета на юниорский чемпионат мира, а там, на тренировке, усугубила травму, из-за чего вынуждена была сняться с соревнований. Долго восстанавливалась. Три месяца нельзя было бегать, прыгать, ничего. Сейчас все в порядке, но мы не форсируем подготовку. Все-таки фигуристка уровня Цурской не может показывать среднее катание. Она должна выходить и бороться за самые высокие места. В прошлом сезоне Полина была недосягаема, и сейчас она делает все. В произвольной программе мы не ушли в меньший технический набор, во второй части 6 прыжковых элементов, с двумя каскадами 3 – 3. Но программа должна быть скатана легко, а из-за травмы график у нас немного сдвинулся. Все упирается в функциональную подготовку. Если успеем к этапам Гран-при – все покажем, нет – продемонстрируем позже.

За лето Полина выросла. Хотя эта фраза применительно к такой высокой спортсменке как Полина звучит довольно необычно. Сейчас рост спортсменки 170 см. Внешне Полина оформилась, расцвела, стала еще интереснее, полностью чувствует свое тело, хотя был период на сборах, когда она выглядела «гадким утенком», но мы это преодолели. Полина завораживает чувством движений. Ее короткая программа получилась шедевральной. Ставили программы мы с Даниилом Глейхенгаузом. Задача спортсменки – все чисто скатать.

tutdud

-- Можете вкратце рассказать о программах?

-- Музыка в короткой программе из сериала «Игры престолов» имеет опосредованное отношение к тому, о чем рассказывает фигуристка на льду. А это история о художнице, которая пишет картины, но ни одна ей не нравится. Она мучается, пробует, ищет и вдруг начинает рисовать на себе. Изображение настолько завораживает, что со словами: «Я познала совершенство», она убивает свое творение…

А произвольная программа о любви. Мы придумали очень интересное начало. Сейчас стало популярно делать фото или селфи на тему «I follow you» (Следую за тобой), когда кто-то, стоящий к камере спиной, протягивает руку, призывая идти следом. Именно так и начинается произвольная программа Полины. А потом… любовь. Она уходит, он возвращает ее, она следует за ним…

-- Интересные сюжеты, а что же поставили Жене Медведевой?

-- Жене поставил программы Илья Авербух. Программы прошлого сезона получились очень удачными, и нам хотелось сделать новые не хуже. Зачастую это нереально сложная задача для постановщика, и в процессе работы всех начинают одолевать сомнения, что было и с нами. Но Женя выполняла все, что ей предлагали, пробовала, входила в образы… Короткую программу сделали с первого захода. Этот образ Жени, хотя и отличается от того, что был ранее. А с произвольной помучались. Поставили одну, но не совсем понравилась музыка, засомневались. В итоге поменяли все – и образ, и историю, и музыку. Новая программа получилась пронзительной, необычной. Но об этом пусть расскажет сама Женя и Илья Авербух.

Medved1

-- Прошедший сезон у Медведевой был очень удачным. Она выиграла все старты, включая чемпионаты Европы и мира, не раз переписывала мировые рекорды. Но при всем том, «звездная болезнь» спортсменке не грозит.

-- Честно говоря, я не очень понимаю, что такое «звездная болезнь» в спорте. Победил, поднялся на пьедестал, стоишь и радуешься сейчас, в данный момент. Сошел с пьедестала, все уже в прошлом, потому что началась подготовка к новым соревнованиям. Если хочешь и дальше добиваться результатов, должен понимать, что чем лучше ты откатался, тем активнее станут готовиться соперники. От этого никуда не уйдешь.

Талант Медведевой в ее работоспособности и понимании сущности спорта. Кому-то дана прекрасная растяжка, другому безумный прыжок, третьему и то, и то. Но всякий талант при отсутствии правильного настроя можно легко растерять. У Жени этот настрой был всегда и остается. Она с детства усвоила, что критика тренера – это, пожалуй, самое ценное, что есть. Тренер не должен все время хвалить. Спортсмена будут хвалить потом другие, когда он завоюет медаль. И тренер будет радоваться больше всех. Поговорка: бьет – значит, любит, в данном случае где-то даже уместна. Нет, я никогда не поднимала руку на учеников. Это байки, что Тутберидзе очень жесткая с учениками. Да, я могу быть жесткой на словах. Но если я критикую, значит, мне не все равно. Хуже, если замолчу. Значит, мне безразлично.

tut8

-- Ваша дочь Диана пробует себя в танцах. Почему?

-- Диана занялась танцами по моей инициативе, потому что у девочки сейчас такой возраст, когда надо решать, что делать дальше. Диана очень здорово танцует на полу и всегда любила это делать с самого детства. Так почему бы не попробовать перенести все это на лед, чтобы там реализовать свои задатки? Это пригодится и в тренерской работе, расширит диапазон профессиональных навыков.

Сейчас Диана катается в паре с Денисом Пичужкиным. Он тренировался у меня как одиночник, потом ушел в парное катание, затем в танцы. Пока ребята занимаются на нашем катке, условия позволяют. Смотрятся в паре они красиво, выучили несколько обязательных танцев. Задача на ближайшее время – освоить базовые танцевальные элементы, научиться скользить, вращаться... Посмотрим, что получится.

-- Скажите, кто из специалистов входит в вашу группу, и как распределяются роли в команде?

-- Наша команда – это Сергей Дудаков, Даниил Глейхенгауз, хореографы Людмила Шалашова, Алексей Железняков. Все прекрасные специалисты, профессионалы своего дела.

Я нередко слышу, что в нашей группе существует четкое разделение труда – кто-то отвечает за прыжки, другой за скольжение, Даня – вообще любимец публики, а я – директор фирмы! Возможно, мой ответ кого-то огорчит: но это не так. Занимаемся всем – и Сергей, и Даня, и я. Учим, отрабатываем, ставим, исправляем. Слушаем друг друга, дополняем, стараемся понять…

Сергей Дудаков работает со мной много лет, и с ним мы вырастили много интересных спортсменов, даже если кто-то из них, как Адьян Питкеев ушел. Тем не менее Адьян – это наш «продукт», этот спортсмен всегда отличался своим катанием, подачей… Те же самые качества развиваем в Илье…

Сергей Дудаков – потрясающий тренер, спокойный, немногословный и очень надежный. Это чувствуют спортсмены, это ощущаем и мы.

IMG 8753

Даня Глейхенгауз работает с нами третий сезон. Рекомендовал его Илья Авербух, когда у нас случился форс-мажор. В начале одного сезона неожиданно ушел хореограф, на которого мы полагались. Но все, что ни делается, к лучшему. Нам с Даней повезло. Он интересный человек, внутренне наполненный творчеством. И за время, что он работает с нами, раскрывает свои способности, обрастает и набирает как снежный ком.

В первое время я помогала Глейхенгаузу. Сейчас он многое делает сам. Его прошлогодняя короткая программа Питкееву, на мой взгляд, просто шедевр. Каждый раз я смотрела и чувствовала, как начинают бегать мурашки. В этом сезоне потрясающие программы Даня поставил Илье, Алине, другим ребятам, о Полине Цурской не говорю… Даня умеет слушать, уважает мнение других, и мы рады, что он с нами.

-- Почти все ваши ребята вступили или пребывают в «переходном возрасте». В связи с этим стало проще или сложнее работать?

-- Честно говоря, я не испытываю с учениками проблем. Все ребята понимают мой юмор, порой достаточно жесткий. Если брать дуэт: тренер – спортсмен, то, пожалуй, я для них сложней. А ребята, они -- замечательные. Мне повезло с учениками.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Михаила ШАРОВА и Юлии КОМАРОВОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки