Во Франции стартует шестой заключительный этап Гран-при, после которого станут известны имена всех участников финала. В числе фигуристов российской команды, которые выступят в Гренобле, Станислава Константинова. На дебютном этапе в Финляндии фигуристка из Петербурга завоевала серебро.

-- Стася, финский этап у тебя получился с приключениями. Как вышло, что ты забыла заграничный паспорт дома?

-- Я всегда очень ответственно отношусь к документам и четко помнила, что положила в сумку два паспорта – российский и заграничный. Поэтому, когда мама попросила: «Стася, проверь паспорт!», я достала сначала российский, после чего, немного наигранно, изобразив волнение, полезла в сумку за заграничным. Достала, показываю маме и вижу… там старое фото!

-- А до отправления поезда...

-- 20 минут! А мне ехать только в одну сторону до дома - 40! Меня как молнией ударило! Слезы сразу покатились. Стою и понимаю, что опоздаю на поезд, что придётся ехать завтра или сегодня вечером, самой покупать билет, ждать на вокзале... Слава богу, мама тоже собиралась ехать в Хельсинки, чтобы болеть за меня. И я очень благодарна, что она тут же «разрулила» ситуацию. Мы съездили за нужным паспортом и на машине втроем – с моей младшей сестрой отправились из Питера в Хельсинки.
Сначала мы хотели, чтобы мама с сестрой приехали в Финляндию на 1-2 дня позже, но тут такое дело… Я действительно очень благодарна маме, потому что очень ценно, когда человек может вот так сорваться с места, помочь, отвезти в нужное место. Моя мама именно такой человек.

SK186

-- У тебя ведь бабушка живет в Финляндии?

-- Да, она финка. Живет под Хельсинки. Мы часто ездим к ней.

-- Но, вообще, бодрое в кавычках начало соревнований…

-- У меня вообще была полоса неудач: сначала эти проблемы, потом порвался шнурок, за ним колготки. Новое платье для произвольной программы еще нужно было «обкатывать». Я его в первый раз надела на тренировку в четверг, а в пятницу уже соревнования. Слава богу, что оно по фигуре село, потому что если бы еще и с платьем возникли проблемы, то был бы слишком большой стресс.

-- Возможно, форс-мажор и отвлек от соревновательного стресса?

-- Я бы не сказала, потому что в четверг действительно себя очень сильно ругала, поскольку я не всегда такая невнимательная. Мне даже показалось, что на мне лежит какое-то «проклятье», и сама эта мысль сильно напрягала. Но я постаралась не переносить все это на последующие дни. Просто представила: все начинается с чистого листа. И действительно, постепенно все наладилось.

-- Если в короткой программе и были помарки, то с произвольной ты отлично справилась. Наверное, еще и потому, что катаешь «Анна Каренину» второй сезон, и программа нравится?

-- Да, мне очень нравится образ, нравится музыка. Я как будто растворяюсь в ней, проживаю с наслаждением эти 4 минуты. Но у меня пока не получается катать эту программу «с закрытыми глазами», потому что перед началом сезона мы поменяли ее практически целиком.

SK183

-- То есть?

-- Изменили заходы почти на каждый элемент, вносили какие-то корректировки.

-- Изменились правила – пришлось переставлять программу?

-- Да. Сначала переставили часть элементов, затем – все. Что-то поменяли местами, что-то развернули, добавили много шагов, связок. Было сложновато программу катать, но позже мы нашли те связки, которые мне удобны. На каких-то я могу набирать ход, на других -- немножечко перевести дух, но при этом всё выглядит солидно и сложно.

-- Вы начали менять элементы после «Финляндия трофи»?

-- Что-то поменяли к турниру в Братиславе, потом перед «Финляндия Трофи» и финским Гран-при. Меня начали спрашивать: «Зачем ты все постоянно меняешь?», а я пытаюсь найти идеальные заходы, связки, которые смотрелись бы красиво и интересно. Никогда не поздно придумать что-то новое, если тебе это идёт.

-- Значит, вариант программы, представленный на финском Гран-при, неокончательный?

-- Думаю, мы будем ещё дорабатывать. Летом мы начали работать над лутцем – такую рутинную отработку прыжка в одной связке. Сейчас вставили его в программу: раньше у меня был длинный заход на лутц, теперь -- короче, и я могу с него прыгать -- меня это радует.

-- На прокатах ты рассказывала, что пыталась прыгать лутц с дуги...

-- Да, пыталась летом, но у меня не совсем получается. Сейчас я делаю лутц намного ближе «к истине», чем раньше.

-- Если не секрет, между этапами Гран-при над чем работали?

-- В основном над хореографией, чтобы придать программам лоска. Все-таки нужно прибавлять в «компонентах», потому что хочется получать высокие оценки за компоненты.

 -- Чему научил чемпионат мира, который был в Милане? Ты тогда ужасно расстроилась из-за неудачного выступления...

-- Я была морально убита, и очень благодарна своей семье за то, что она меня поддержала. Благодарна болельщикам, которые не отвернулись от меня и продолжали меня поддерживать в сложный момент моей жизни…
Душу лечила работой. Выводов сделала много. Один из них: нужно лучше следить за своим здоровьем в течение всего сезона. И ещё -- нужно работать над уверенностью.

SK187

-- Есть рецепт: как поверить в себя?

-- Наверное, не стоит обращать внимания на неудачи, правильнее фокусироваться на позитиве. Если я раньше, грубо говоря, делала десять классных попыток, одна из которых была плохой, то я запоминала именно ее. Потому и выходила с тренировки не с мыслью: «Вау, я сделала десять классных попыток! Я молодец!», а с осознанием: «Эта одна попытка, как же так...» Сейчас я стараюсь фокусироваться больше на позитиве, не ругать себя за какие-то мелкие неудачи, быть более собранной, держать все под контролем.
Что касается подготовки к тренировкам, то стараюсь не опаздывать, следить за всеми вещами, всегда хорошо выглядеть на тренировке, проводить качественную разминку, больше уделяю внимания восстановительным процедурам...

-- Но ты производишь впечатление серьезной и вдумчивой девушки, отличницы. Разве ты не делала всего этого раньше?

-- Делала на «автомате», теперь – с осознанием.

-- Ты сама к этому пришла или кто-то подсказал?

-- Вообще, у меня и раньше всегда были хорошие тренировки. Я всегда тренируюсь очень хорошо, даже если опоздываю или что-то забываю. Но хочется быть более серьезной, более сосредоточенной и держать все под контролем, потому что если ты даешь себе слабину в жизни, то ты дашь слабину и в спорте. Если у тебя в жизни бардак, то у тебя и в спорте не будет стабильного результата. Иными словами, моя цель сейчас -- наладить все в комплексе, а все глупые ошибки, проколы, опоздания – отметать. Я понимаю, что, наверное, без этого я буду не я, но все-таки надо взрослеть и держать все под контролем.

SK188

-- Ты сказала, что хорошо катаешься на тренировках, уверенно все делаешь и не по одному разу. Почему тогда сложно перенести эту уверенность с тренировок на соревнования?

-- Я очень долго не могла на себя положиться. На тренировках делала все, но на старте начинала еще больше думать: «Так, это сюда, то здесь, ногу туда...» Такие мысли очень «загоняют» голову.
А рассуждать надо просто: на тренировках я делаю миллионы попыток, так неужели весь этот наработанный «автомат» вовремя не сработает?

-- Срабатывает?

-- На Гран-при в Хельсинки я реально отработала всю тренировку и выходила на старт, наслаждаясь проделанной работой. Я была как зритель. Как зритель работы, которую выполнила. Я вышла на старт и как будто отдыхала, а тело делало свою работу. А неуверенность – это идет от недоверия к себе.

-- Вывод из личного опыта?

-- Отчасти. Конечно, мы много работаем с психологом, Геннадием Дмитриевичем Горбуновым. Мне это очень помогает, и я вижу результаты.

-- Возможно, надо научиться переключаться. Но это непросто, если все друзья из мира фигурного катания. Тогда, естественно, любая тема в конечном итоге сведется к спорту.

-- Знаете, в этом сезоне я стала больше времени проводить в одиночестве. Нет, я не сижу дома, думая все время о фигурном катании. Я как раз стараюсь переключаться, например, на учебу, на хобби, которые мне нравятся. Я могу рисовать, поиграть в компьютерную игру или просто посидеть дома и...

SK1810

-- ... с кошкой поиграть?

-- Да, у меня теперь есть моя кошка... Есть такие жвачки с предсказаниями -- „Love is...“, и как-то мне попалась одна, где было написано: «Вас спасет любовь». И представьте: буквально через пару дней мне принесли кошечку. И действительно: все пошло в гору, я стала чувствовать себя намного лучше. Наверное, каждому человеку хочется порой побыть наедине с собой. Я не исключение. Просто, как оказалось, что многие люди, с которыми я общалась долгое время, не так хорошо меня понимали, как я надеялась. Но это не их вина. Мы меняемся, я меняюсь, возможно, я уже не та, какой была раньше... Я не виню никого, просто принимаю как должное, что одни люди приходят, другие уходят.

-- Это твой первый полноценный взрослый сезон. Не жалеешь, что в прошлом году не перешла из юниоров в мастера?

-- Сложный вопрос... Наверное, где-то жалею, потому что разница между юниорскими и взрослыми стартами колоссальная! На взрослых Гран-при, например, большой каток, много зрителей, тебя показывают по телевизору, полстраны смотрит твое катание… Это классно! Раньше подобные эмоции я переживала только на чемпионате России, потому что это был самый крупный старт для меня в предыдущие два сезона. А сейчас, вот, уже и Гран-при...

-- В чем основная сложность перехода из юниоров в мастера?

-- В психологии… На юниорских Гран-при ты борешься всегда за призовое место, потому что большая скамейка запасных, и при малейшей ошибке, плохом выступлении тебя, скорее всего, кто-то заменит. Не буду говорить за других, но эта ситуация у меня вызывала некий страх, я чувствовала себя скованной, зажатой. И на соревнованиях мне лично это мешало. Сейчас, на взрослых турнирах, психологически мне проще. Здесь не такие ожидания, что вот приехала Стася Константинова на свой первый Гран-при, должна непременно оказаться в призерах. И это не давит…

-- Второе место на Гран-при в Хельсинки стало неожиданностью для тебя?

-- Конечно, я очень обрадовалась. После короткой программы не ожидала, что получится. Конечно, моя цель не была оказаться где-то в середине таблицы. Задача была показать хорошие прокаты. У нас с тренером Валентиной Михайловной (Чеботаревой – прим.) был настрой, что это первый этап Гран-при, мне нужно хорошо себя показать, хорошо начать взрослый сезон, сделать первый шаг. И это получилось.

SK1811

-- Ты поверила в себя?

-- Вторе место дало мне, наверное, больший пинок под зад, что нужно ещё больше работать. Как говорит Валентина Михайловна, если ты хочешь остаться просто хорошей девочкой с потенциалом, то продолжай работать без изменений. А если хочешь большего, то и работать нужно больше. То есть нельзя довольствоваться тем, что ты уже сделал, ты должен пытаться сделать ещё больше.

-- Тебя подстегивает или напрягает высокая конкуренция среди россиянок?

-- С одной стороны, это немножко мешает, подавляет, особенно в такие моменты, когда что-то не получается или есть какие-то проблемы. Но, в целом, это держит в тонусе. Даже если не делить на юниорок и взрослых, то конкуренция всегда заставляет быть в тонусе, и уже на подсознательном уровне не можешь дать себе слабину.

-- Сейчас, когда ты выступаешь на взрослом уровне, то чаще ездишь на соревнования вместе с Мишей Колядой. Как поддерживаете друг друга?

-- Миша часто дает мне советы, успокаивает, говорит: «Стась, да не переживай ты так!»... А я действительно, себя порой загоняю. На тренировках бывает, что просто не могу остановиться -- работаю, работаю и говорю: «Нет, это плохо, нет, надо еще». А Миша умеет меня тормознуть. Я очень благодарна ему за то, что он меня поддерживает. Я тоже стараюсь его поддерживать.
Миша очень хорошо работает -- работает на позитиве, и это, наверное, то, чего не хватает мне. Мы очень разные в этом плане: он легкий, он всегда настроен на позитив, а мне нужно внимание. Я люблю, когда я работаю, и когда со мной работают.

-- Тебе нужно внимание тренера?

-- Да... С детства тренеры относились ко мне довольно жестко: меня никогда не хвалили, наоборот, всегда ругали... Меня еще и глупости какие-то все время преследовали: то опоздаю, то что-то забуду и мне постоянно попадало за это. Даже если кто-то провинится, то попадало почему-то мне. И как ни странно, это научило меня работать, постоянно доказывать, что я не такая...
Помню, как одно время я занималась с фигуристками постарше, тянулась за ними, и мы всегда с девочками моего возраста боролись за место в старшей группе. Понятно, что это была не такая конкуренция, как сейчас, например, в группе Этери Георгиевны Тутберидзе, не такого масштаба, но все-таки, с детства пошло так, что меня могли поругать, могли где-то больше поругать, где-то, наверное, вместо кого-то поругать, но в целом это привило мне желание работать, и я очень за это благодарна. Поэтому сейчас, даже когда меня критикуют, я смотрю на это с двух сторон.

-- То есть критика толкает вперед.

-- Можно и так сказать. Я могу быть очень вспыльчивым человеком, которого захлестывают эмоции. Могу быть спокойной. Разной. Я очень рада, что есть такие люди, как Валентина Михайловна и Миша, которые могут меня понять и, если надо, то поставить на место.

-- Спасибо.

Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ

Фото Михаила ШАРОВА, Юлии КОМАРОВОЙ, Татьяны ФЛАДЕ и Ольги ЕРМОЛИНОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки