Даниил Глейхенгауз – тренер и хореограф группы Этери Тутберидзе после финала Гран-при, отвечая на вопросы зарубежных журналистов, прокомментировал выступления подопечных в Турине, объяснил, что явилось предпосылками освоения и исполнения фигуристками четверных прыжков, рассказал о своей любви к балету и о создании новых программ.

-- Алена Косторная выиграла взрослый финал Гран-при, как и год назад юниорский финал в Ванкувере. Что можете сказать о ее выступлении в Турине?

-- Алена заслуженно завоевала золотую медаль. Она чисто исполнила две программы. Была великолепна в хореографии. Показала, что можно набирать огромные баллы и ставить мировые рекорды с тем набором, который у нее есть.

Будем работать дальше. Надо все равно прогрессировать. Посмотрим, если будет возможность, станем изучать четверные. Пока идет сезон, об этом сложно говорить, потому что на это нет времени, да и риск травмы слишком высок.

-- Еще одна ученица вашей группы Анна Щербакова стала серебряным призером. Как оцениваете ее прокаты?

-- В Турине у Ани пока было лучшее выступление в короткой программе. Она поставила личный рекорд, поэтому к короткой программе не было никаких вопросов, за исключением того, что в программу надо добавлять тройной аксель.

127A5220

Что касается произвольной, то мы в первый раз пошли на четверной флип. Знали, это риск, что можно прокатать программу с двумя четверными лутцами, добиться чистого выступления. Мы это обсудили, и сама Аня хотела усложниться и попробовать новый четверной. Действительно, где пробовать, как не на финале Гран-при? Пробовать и рисковать.

Впереди чемпионат России и, дай Бог, основные старты -- надо накатывать более сложный набор. Поэтому я поздравляю Аню с тем, как она справилась с новой версией своей произвольной программы и при этом получила очень хорошие компоненты, что позволило ей занять второе место.

-- Александра Трусова завоевала бронзу, запланировав в произвольной программе пять (!) четверных прыжков, что не под силу многим мужчинам.

-- Саша пошла на тройной аксель в короткой программе. Мы его только недавно выучили, и пока стабильность исполнения оставляет желать лучшего. Это был такой риск-риск, но это же Саша! Поэтому тут даже нечего обсуждать. Отговорить Сашу от того, чтобы не прыгать что-то более сложное, невозможно.

127A4467

Мы понимаем: цель – Олимпиада, и подготовка к ней идет уже сейчас. Чем раньше Саша начнет накатывать тот контент и те программы, которые она хочет показать там, тем легче ей будет в нужный момент.

Прокат произвольной программы с пятью четверными – здесь сложно что-то говорить. Хотя Юдзуру Ханю и Нейтан Чен показали, что можно сделать пять четверных в одной программе на высоком уровне. У Саши в Турине не получился четверной сальхов – она сделала «бабочку» и потеряла баллов 10-12.

Такое количество четверных – всегда риск. Одна ошибка и ты третий, один выезд и ты первый. Именно это и добавляет интереса. Конечно, может быть, в самый важный момент мы сможем проконтролировать до конца количество четверных, чтобы у Саши получился максимальный результат. Но пока она взрослеет, прогрессирует, ей хочется это делать, и невозможно остановить человека в его стремлении развиваться.

-- Алина Загитова прекрасно исполнила короткую программу, а в произвольной допустила ошибки. Как вы думаете, что произошло?

-- Это были два дня абсолютно разных эмоций. 

127A7407

Мы были очень горды за Алину после короткой программы, потому что она показала идеальное сочетание всех элементов в прокате от прыжков до дорожки, вращений. К тому же, эмоционально она передала то, что я хотел видеть в этой постановке. И всё наоборот случилось в произвольной программе...

Мне сложно сказать, что произошло у Алины внутри до и после проката, потому что те эмоции, которые переживает спортсмен от побед или поражений невозможно прочувствовать другим людям. Мы лишь можем Алину поддержать и быть с ней в этот непростой момент. Алина – человек с сильным характером.

-- Еще один фигурист вашей группы Даниил Самсонов на первом в карьере юниорском финале Гран-при завоевал бронзу. Этот спортсмен производит впечатление не по годам серьезного и взрослого человека. Это так?

-- Даня отличается отношением к делу, тренировкам. Он собран и серьезен всегда. От него сложно добиться улыбки. Но для работы это хорошо. У Дани есть цель. Понятно, речь идет об Олимпиаде. И он идет к своей цели. Он совсем еще юный спортсмен. Первый год, первый сезон выступает по юниорам на международном уровне.

127A1728

К сожалению, в короткой программе Даня ошибся на тройном акселе, хотя эту программу он может катать чисто и набирает очень хорошие баллы. В Турине этого, конечно, не хватило для общего результата. В произвольной программе были ошибки. Мы потеряли один каскад. И то, что заняли 3-е место с такими прокатами, считаю, хороший итог.

Дальше будем готовиться к национальному чемпионату. В Турине мы катались с одним четверным, на тренировках с двумя – лутцом и флипом. Просто это надо накатать, чтобы было все более стабильно.

-- Девочки вашей группы, американка Алиса Лью, наша Лиза Туктамышева, японки прыгают в программах четверные прыжки и тройные аксели. Ваше мнение, что послужило причиной такого явления в женском катании?

-- Мне кажется, прежде всего тренерам нужно было перешагнуть в голове через мысленный барьер, что девочки могут прыгать четверные. Весь вопрос заключался в том, что мы никогда этого не видели. Да, были единичные случаи, но никто не думал, что это нужно, это возможно. И главная сложность состояла в том, чтобы ментально перешагнуть этот рубеж. Сейчас же мы видим, это вполне реально, это делают не единицы. Не только в России. И это говорит о том, что мы подтолкнули весь мир к развитию, и мир нам ответил. Появляются все новые и новые соперники, владеющие такими же четверными прыжками. Этот прогресс не остановить.

127A4692

Думаю, теперь это станет обыденностью, как было с мальчиками. Ведь раньше и мальчики прыгали тройной аксель, потом четверной тулуп, и это продолжалось довольно долго. В лучшем случае прыгали два четверных тулупа.

Потом Тимоти Гейбл прыгнул четверной сальхов. Затем Брендан Мроз исполнил четверной лутц. И те, кто прыгал четверные, подумали: «Раз мы прыгаем сальхов, то почему не можем лутц?» Лутц для многих легче сальхова. И мальчишки стали прыгать другие четверные, не только тулуп. Количество четверных прыжков в программах выросло.

Поэтому неудивительно, что и в женском фигурном катании произошло то же самое. Увеличилось количество спортсменок, которые прыгают тройной аксель. Теперь мы подошли к тому, что девочка, которая начинает заниматься фигурным катанием, для нее эти прыжки становятся нормой. Она видит соревнования, где спортсменки прыгают четверные и аксели в три с половиной оборота. И девочка идет заниматься с мыслью, что тоже хочет прыгать четверные.

Просто произошел скачок, который должен был произойти, потому что сложность в женском одиночном катании уже «застоялась».

127A0574

Конечно, это было тяжело принять, потому что мы не видели женское фигурное катание в таком виде. Но молодым людям, которые приходят и придут в фигурное катание, через какое-то время будет казаться странным, что когда-то девочки не прыгали четверные.

-- Значит, в большей степени это вопрос психологии?

-- Да, просто сами тренеры не были готовы это принять. И спортсменки, кстати, тоже. Сейчас к самой идее изучения четверных, тройных акселей наши спортсменки относятся спокойно. И потом нет такого, что мы заходим на прыжок с первой же попытки. Мы долго готовились на удочке, с защитой, физически, но все равно было страшно. Любая попытка четверного – это риск. Но, как показывает практика, травму можно получить и выходя со льда, как угодно и где угодно. Поэтому при изучении сложных прыжков надо быть всегда сосредоточенным, все контролировать, чтобы спортсмен не заходил в сложные элементы на фоне усталости и так далее. Но это работа тренеров…

Что бы ни говорили, но четверные у девочек становятся нормой. И все будут стремиться к тому, чтобы прыгать сложные прыжки.

127A5442

-- Но есть люди, которые говорят -- это опасно. Хотя раньше тоже самое говорили, когда женщины начинали ездить на лошадях или велосипедах, например.

-- Если говорить о фигурном катании, то тут роль играет вопрос роста и веса. Если у мальчика рост 180 и вес 70, и он прыгает четверной, то средний рост девочки 160 и вес 50. И девочка тоже может делать этот прыжок. Тем более, что девочки более растянуты, мягкие, гибкие, а когда твое тело настолько подготовлено, мышцы эластичны, то вероятность травм меньше.

Посмотрите на Юдзуру, насколько его связки, мышцы идеальны, когда он «взрывается», заходя на прыжок, и полностью их расслабляет потом. Даже когда он падает, то зачастую видно, насколько он смягчает падение за счет расслабления.

-- Как кошка.

-- Да, как кошка. Поэтому я не понимаю причин возмущения, почему девочки не должны прыгать четверные прыжки. Сейчас Лиза Туктамышева показала всем: если обладаешь техничным прыжком, то можешь прыгать тройные аксели и выучить четверной в любом возрасте. При тех возможностях толчка и крутки, которые есть у Лизы, если бы она с детства поставила цель учить четверные, если бы это было нужно в тот период ее карьеры, то она могла бы прыгать все пять четверных. Но, может, четыре, за исключением ритбергера. Просто в то время это было не нужно, и Лиза эти прыжки не учила. А сейчас начала учить и оказалось, что она может их прыгать.

127A7313

-- Тем более, как вы сказали, для девушек с их ростом и весом – это менее травмоопасно, чем у ребят.

-- Естественно. К тому же девушки намного внимательнее относятся, как надо подходить к этому процессу. Они всегда разомнутся, сделают нужные массажи, не поленятся, побегают, разминки, заминки, поэтому их тело будет восстановлено после нагрузки. Мальчики чаще «забивают» на это. По себе помню: пошел заминаться, 5 минут и убежал. А на следующий день мышцы сжались, пошел в сложный элемент, чуть-чуть дернул и микротравма.

Поэтому очень важно после любой тренировки полностью расслабить тело – растянуться, массаж, процедуры…

После такого восстановления на следующий день можешь приступить к таким же тренировочным нагрузкам и риск травмы будет минимальным.

-- Ваша мама была балериной в «Большом театре», почему вы не пошли по ее стопам, не выбрали балет?

-- Потому что с четырех лет я занимался фигурным катанием, а в балет набирают с семи. К тому времени я уже три года катался и не захотел уходить. Я плакал и орал, что в балет не пойду. Хотя мама отвела меня в фигурное катание с целью, чтобы я подготовился к поступлению в балетную школу.

-- Ваша мама Людмила Шалашова недавно ушла из жизни. И вы поставили Алине Загитовой показательный номер в память о вашей маме. Можете рассказать, как родилась эта идея?

Zag19

-- Показательная программа, которую Алина исполняла на Гран-при в Саппоро, посвящена моей маме, которая ушла от нас больше месяца назад… Этот номер родился у меня через 3 дня после того, как все случилось. Я пришел на тренировку и сказал Алине, что у меня появилась такая идея. Алина спросила: «Не хотите ли вы сами исполнить этот номер?» Это было очень мило с ее стороны, но я все-таки решил передать свои чувства, душевные переживания через Алину и спасибо ей огромное, что она согласилась. Этот номер символизирует новую жизнь, что-то естественное, связанное с природой, красивое, понятное людям. Этот как перерождение, светлые воспоминания. Мне так легче было перенести и пережить тяжелую утрату.

-- Как ваша мама помогала Алине?

-- Мама занималась хореографией со всей нашей группой. Отрабатывала все поставленные программы в зале – каждую руку, каждый жест. Она очень много работала с Алиной в олимпийский сезон над «Черным Лебедем» и «Дон Кихотом». С Алиной они были очень близки, и Алина подарила маме на день рождения котенка , который сейчас живет со мной. Кошечка выросла. По характеру очень похожа на Алину…

У Алины с моей мамой были доверительные отношения. И для Алины – уход моей мамы стал тяжелым ударом, как и для всех спортсменов нашей группы.

62244072

-- Извините, что мы заставили вас переживать… Скажите, вы не стали заниматься балетом, но вам нравится балет?

-- Конечно. Как балет может не нравиться? Просто моя жизнь тесно связана с фигурным катанием, и мне кажется, что у нас, фигуристов, чуть больше возможностей, чем в балете. Используя лед, коньки, можно сделать чуть больше, чем на паркете.

-- У вас есть любимый хореограф в балете?

-- Морис Бежар.

-- Почему именно он?

-- Потому что у него своеобразная и особенная хореография. Я пытаюсь в своих программах и в своей работе тоже делать что-то отличающееся. Каждый хореограф должен иметь свой почерк. И чтобы его запомнили, он должен делать то, что до него не делал никто.

-- В вашей группе много учеников, как вам удается ставить всем разные программы?

-- Это и есть самое сложное. Я готов обратиться к музыкантам, чтобы они быстрее писали больше новой музыки, потому что у многих композиторов таких, как Макс Рихтер, Дарио Марианелли, я использовал почти все их композиции. Им надо быстрее работать, потому что мы ставим много новых программ, а они пишут не так много новой музыки.

Конечно, мы делаем программы вместе с Этери Георгиевной (Тутберидзе – прим.). Вместе ставим. На такое количество программ необходимо огромное количество идей.

-- Спасибо и успехов.

Фото Михаила Шарова, из инстаграма Даниила Глейхенгауза

plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки