Кирилл Давыденко – тренер чемпиона мира среди юниоров Андрея Мозалева в интервью сайту ФФККР рассказал о тренировках в режиме онлайн, объяснил, зачем тренеру нужно поддерживать физическую форму, проанализировал итоги выступления своих учеников и ответил на вопрос, почему следует спокойно начинать следующий сезон, приспосабливаясь к новым жизненным реалиям.

-- Кирилл Анатольевич, все знают, какая сейчас ситуация в мире в связи с коронавирусом, многие люди, включая спортсменов, находятся дома, на «удаленке». Как вы проводите тренировки в таких условиях?

-- Нынешняя ситуация открыла перед нами, тренерами, можно сказать, новые горизонты для тренировочного процесса. Раньше мы только слышали и читали о дистанционных тренировках Арутюняна и Чена, но сами этого не применяли. А сегодня карантин подтолкнул к использованию современных методов.

Если говорить, как это происходит в реальности, то каждый день я провожу с учениками групповые тренировки онлайн, со старшими и младшими отдельно. Сажусь у компьютера, ребята все у меня на экране в маленьких окошечках. Если надо более детально рассмотреть каждого, то кликаю на конкретного спортсмена, смотрю, что надо поправить. Говорю, например, отведи плечо, выше ногу и так далее, сколько раз нужно движение повторить. Если упражнение под счет, то считаю, чтобы спортсмены слышали счет… По сути, это та же самая тренировка на полу, только в дистанционном варианте.

Наши ребята в данный момент находятся дома. Когда стало понятно, что карантин и самоизоляция затянутся, приезжие спортсмены уехали из Петербурга, но они также тренируются с нами в режиме онлайн.

DSC20

-- Профессия тренера очень затратная, требует вложения моральных, физических сил. Как в этой ситуации вы поддерживаете свою форму?

-- Вы все правильно сказали. Кому-то может показаться: что такого? Стоит человек у бортика, он же не катается сам? Но на самом деле никто, кроме тренеров, наверное, до конца не может понять, что происходит с каждым из нас во время соревнований, до выхода спортсмена на старт, после, когда твой ученик катает программу… В эти моменты тренер тратит очень много эмоциональных сил и для того, чтобы их восполнять, чтобы эти силы были, чтобы не нервничать, не передавать свое волнение спортсмену, чтобы оставаться в состоянии равновесия, на позитиве, быть уверенным, нужно действительно обладать хорошей физической формой. Я рано встаю, возвращаюсь домой с работы довольно поздно, фактически весь день провожу на катке, и нужно выдерживать такие нагрузки.

К тому же, все тренеры в прошлом сами занимались спортом, вели активный образ жизни, и уже не могут без этого обойтись. Пока в Петербурге не ввели жесткий режим карантина, я каждый день проходил по 20 километров. Я вообще, люблю ходить, во время таких «прогулок» порой рождаются интересные мысли, идеи. Да и для поддержания физической формы – это здорово и необходимо.

Сейчас, когда обстоятельства изменились, занимаюсь ОФП дома – отжимание, упражнения на пресс, приседания… Невозможно просто усесться на диван и тупо «пялиться» в телевизор, в худшем случае, а в лучшем – читать интересную книгу. Это тяжело для людей активных, и надо даже сейчас поддерживать форму, чтобы быть в тонусе. Тратить калории, а не только их потреблять.

G1A8282

-- В Санкт-Петербурге фигуристы чуть позже, чем в Москве ушли на карантин. Успели что-то сделать по новым программам за это короткое время?

-- Я точно не знаю, когда в Москве закончились тренировки на льду, мы работали в обычном режиме до 28 марта. Потом катки закрыли в связи с карантином. Сначала до 5 апреля, потом продлили до конца месяца. За это время мы что-то успели сделать, на месте не стояли. Понимали: ситуация складывается непростая, все может быть, поэтому старались извлечь максимальную пользу. Прикидывали по постановкам, прыжковой части…

В тот момент мы как раз только вернулись со Спартакиады из Красноярска. Сезон был тяжелый, и по уму Андрею надо было дать выдохнуть. Мы отвели пару дней на передышку, после вышли на лед. Я объяснил ситуацию, сказал, что неизвестно, как будет дальше со льдом, поэтому надо сейчас по максимуму использовать имеющиеся ресурсы. А там, -- говорю, -- если будет отдых, будем отдыхать, смотреть, подстраиваться под ситуацию.

Мы сразу решили: раз в следующем сезоне Андрей переходит во взрослые, то надо менять обе программы. Произвольную он катал второй сезон. Она ставилась два года назад под другого Андрея. За это время Андрей развился и в духовном плане, и в двигательном, соответственно, он заслуживает более взрослых программ. Короткая программа под музыку «Юнона и Авось» была хорошо воспринята специалистами и зрителями, было много хороших отзывов. Но мы все равно решили и ее поменять, так как, как я сказал, во взрослый сезон надо входить с новыми программами.

У нас уже есть музыкальные идеи, определенные наработки, но пока озвучивать их не буду. Сначала нужно все это реализовать, показать, а потом комментировать.

 G1A1160

-- В отличие от взрослых фигуристов вы провели полноценный сезон – выступили на чемпионате мира среди юниоров, где Андрей завоевал золото, потом участвовали в Спартакиаде в Красноярске. Ваша оценка выступлений ученика?

-- Мы начинали предсезонную подготовку с целью максимально результативно провести сезон, не засиживаться в юниорах. На мой взгляд, с задачей справились. Не все, конечно, получилось, как хотели, но не все в нашей жизни выходит идеально, без сучка и задоринки. Тем более если речь идет о стартах на протяжении сезона – достаточно продолжительного промежутка времени.

Да, были старты лучше, были хуже. Но, в целом, такого «трэша», «ада», провала, как сейчас модно говорить, не было. Да, на юниорском первенстве России, мягко говоря, не сложилось в короткой программе. Но мы сумели настроиться на борьбу и в произвольной доказали -- это была случайность. Это подтвердил и юниорский чемпионат мира, который Андрей выиграл.

Что касается проката короткой программы в Саранске… Знаете, любой механизм может дать осечку, а что уж говорить о людях… Понятно, первенство России был ответственный турнир, отбор на чемпионат мира, и Андрей был к старту хорошо готов. Готов был физически, психологически. Но что-то в тот момент произошло… Мы потом проанализировали, провели работу над ошибками и на первенстве мира показали и доказали, что произошедшее в Саранске не закономерность. Если вы посмотрите по сезону, как Андрей катал короткую, то случившегося на первенстве России и близко не было.

G1A8282

Сезон Андрей прошел стабильно. Конечно, нет предела совершенству, и хотелось, чтобы в финале Гран-при было первое место, а не второе, на юношеских Олимпийских играх… Кто-то скажет: заелись! Но плох тот солдат, который не хочет быть генералом. А вторые места – это некая недосказанность, «недоеденность» что ли... Но именно это и заставляет человека делать выводы, стремиться к изучению новых элементов, двигаться вперед. После финала Гран-при, когда Андрей увидел, что японец Шун Сато показал три четверных прыжка, он иначе взглянул на происходящее. Это подтолкнуло его вперед к изучению каких-то новых вещей.

Безусловно, прошедший сезон придаст Андрею уверенности, опыта, осознания, что в ответственный момент он может собраться, показать хорошее катание. Андрей очень повзрослел за этот год. Именно в ментальном плане изменился в лучшую сторону. Я это вижу по нюансам в тренировках, по его действиям, высказываниям… Хотя по жизни Андрей немногословный товарищ, но я замечаю эти изменения.

-- А Антон Шулепов, который также тренируется в вашей группе?

-- К сожалению, старая травма не дала возможности Антону раскрыться в плане четверных прыжков. Мы готовились, но как только чуть увеличивали объем, чтобы накатать программы с четверным прыжком, травма начинала обостряться. Так что сезон проехали без четверных, делали упор на чистое катание.

После финала Кубка России я дал Антону длительный отдых, чтобы он прошел курс лечения, восстановился. Сейчас, насколько я понимаю, нагружая голеностоп, парень не жалуется. Дай Бог, чтобы это сохранилось, и тогда мы сможем предметно работать в направлении четверных прыжков. Отдельно Антон их прыгал. Но тут вопрос не в этом, а в том, чтобы делать четверной в программе. Это требует другого объема работы. Очень надеюсь, принятые меры, отдых, лечение, принесут свои плоды. Время покажет.

AShulepov

-- Как вы думаете, с каким настроем надо входить в следующий сезон? Может, стоит воспринимать его как вызов, мол, мы преодолели трудности и готовы ко всему?

-- Не думаю, что нужно усложнять и без того сложную ситуацию. Да, ситуация непонятная, а людей неизвестность держит в напряжении. Поэтому наша задача максимально эффективно подготовиться к сезону, поставить новые интересные программы, которые бы понравились нам и публике, доучить то, что хотели доучить в плане усложнения программ, и показывать качественное стабильное хорошее и чистое катание.

Мы не знаем сейчас, каким будет календарь. Возможно, все останется как было, возможно, пойдет с опозданием… Но никакой нервозности и апатии быть не должно. И главное, у тренеров. Потому что от тренеров зависит настрой спортсменов. Если тренер заряжен на позитив, настроен на работу, мотивирует ребят, то и они будут чувствовать и делать то же самое.

Если говорить про нашу группу, то никакого уныния у нас нет. И не будет. Во всяком случае, я этого не допущу. Да, всем тяжело, но мы же – оптимисты! Мы ведь знаем, что когда-нибудь это закончится, мы вернемся в рабочее русло. Просто надо немного потерпеть. В жизни бывают разные ситуации, и надо быть мобильным, уметь подстраиваться под новые жизненные схемы. У нас у всех другого варианта нет. Мы должны включить свою мудрость, опыт, логическое мышление, чутье, чтобы адаптироваться к ситуации и выйти из нее.

-- Спасибо, Кирилл Анатольевич, удачи!

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Марии ЕВТЕЕВОЙ, Михаила ШАРОВА, Татьяны ФЛАДЕ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки