Традиционные предсезонные контрольные прокаты фигуристов сборной России в минувшие выходные прошли в «Мегаспорте».

Прокатам на публике предшествовал трехдневный сбор спортсменов и тренеров на олимпийской базе в Новогорске, где технические специалисты и судьи подробно разобрали каждую программу, указали на недочеты и дали рекомендации, что следует откорректировать.

О подготовке к непростому сезону, новых программах и работе над элементами тренеры и специалисты рассказали сайту ФФККР.

 

Одиночное катание

Алексей МИШИН, тренер, о Елизавете ТУКТАМЫШЕВОЙ, Софье САМОДУРОВОЙ,

Анастасии ГУЛЯКОВОЙ, Михаиле КОЛЯДЕ:

-- Подготовительный период, несмотря на вирус, прошел достаточно благополучно, -- говорит Алексей Мишин. -- За все время существования нашей группы в этом году у нас получились одни из наиболее интересных программ.

KolyadaProkofievaMishinSamodurovaTuktamysheva

Если говорить о Лизе, мы показали на прокатах вариант одной короткой программы, но одновременно думаем и о второй - диаметрально противоположной по стилистике.

Новая произвольная рождалась неординарным способом в этой области спортивной деятельности – по видеосвязи. Мой большой друг, выдающийся танцор и хореограф Юрий Смекалов отозвался на нашу просьбу, взял рулевое колесо в свои руки и создал вместе с Лизой онлайн версию замечательной программы на японские мотивы.

Если говорить о контенте, Лиза уже делает тройной аксель, но нестабильно. Однако в большей степени в этом сезоне мы акцентировали внимание на том, чтобы сделать Лизу новой. По-моему, в определенной степени это получилось.

Нужно подчеркнуть, что если рассматривать двигательную структуру перемещения по программе, то многое идет не только от постановки, но и от собственного понимания самого спортсмена его задач. Можно упростить, а можно сделать сложней. В этом отношении Лиза сама сделала шаг вперед, преодолела себя, отказавшись от привычного для нее. То, что ее программа будет выглядеть более сложной по двигательной канве, заслуга не только нашего коллектива, но и спортсменки. Юру Смекалова, звезду балета, трудно назвать «катающимся». Однако картина перемещений, двигательная структура произвольной программы у нас получилась достаточно замысловатой.

В этом году очень помог наш бывший ученик Никита Михайлов, который поставил программы Соне Самодуровой и Насте Гуляковой. К сожалению, из-за травмы Настя не смогла их показать на прокатах в Москве.

Другим хореографическим открытием для мира фигурного катания стал Роман Костомаров. Он сделал короткую программу, очень нехарактерную для Сони. И в этой «нехарактерности» мы находим позитив. Период «стабилизации» у Сони, надеюсь, будет успешно пройден.

KolyadaMishinProkofieva

С Мишей Колядой у нас случился «пожар», потому что он пришел в самом конце подготовительного периода. Короткую программу полностью, с нуля поставила Татьяна Прокофьева. Работать они начали сразу, как только Миша к нам пришел. Эта программа построена в традиционном для Коляды динамичном стиле. Но мы постарались отойти от образа «хорошего ловкого мальчика из мультфильмов», представили фигуриста в новом амплуа, где Миша также динамичен, но это уже «джентльмен», что подчеркнет и его костюм - элегантный жакет темно-зеленого цвета. Ритмически Миша сохранил свой стиль, но это будет другой образ, более высокого жанра.

Что касается произвольной программы, мы с волнением ждали реакции зрителей. Вообще, для меня не ново задумывать программы, посвященные легендам. Первая была поставлена Жене Плющенко в память о Вацлаве Нижинском. Тогда перед постановкой мы изучали творчество выдающегося танцора, читали мемуары его сестры, друзей, многое почерпнули из воспоминаний о русских сезонах Дягилева в Париже, замечательных рисунков Бакста.

Вторая – «Best Of Plushenko» посвящалась самому Жене и была составлена из наиболее ярких фрагментов его лучших программ. Сейчас третий подобного рода эксперимент – программа-посвящение Рудольфу Нурееву, где мы пытались показать зарождение его как танцора, неоднозначность его личности, бегство от рутинного представления о балете, трагизм его судьбы… Программа в черновом варианте была закончена буквально накануне прокатов. Она является совместным творчеством – моим, Татьяны Прокофьевой и Ильи Авербуха, где Илья мастерски наносит свои «художественные мазки». Чтобы было понятно, расскажу, как когда-то я ходил в кружок живописи, и учитель нам поправляли рисунки. Несколько прикосновений к глазам, губам, и портрет оживал. Вот такая же ответственная роль легла на плечи нашего незаурядного творца «Ледникового периода», призера Олимпийских игр, хореографа и постановщика программ для целого поколения сильнейших отечественных фигуристов Ильи Авербуха.

Я воздержусь говорить об элементах, которые планируем делать с Мишей в программах. Поживем - увидим. Пока лучший комментарий на эту тему – терпеливое молчание, -- прокомментировал Алексей Мишин. 

Евгений ПЛЮЩЕНКО, тренер, о фигуристках Александре ТРУСОВОЙ и Алене КОСТОРНОЙ:

-- Перед контрольными прокатами на сбор в Новогорск, показать программы и услышать мнения специалистов, приехали две наши спортсменки Саша Трусова и Алена Косторная, -- говорит тренер Евгений Плющенко. -- Обе программы Саше делал Сергей Розанов, я подключался. Работали мы на летнем сборе в Кисловодске.

TrusovaPlushenko2020

Работа продолжается. Сейчас хореографическую составляющую с Сашей доводит и дорабатывает Лена Ильиных. Дима Михайлов помогает, занимается с фигуристкой скольжением.

Алене Косторной короткую программу делал также Сергей Розанов. Я не участвовал. Произвольную ставит Ше-Линн Бурн по скайпу, на удаленке. Это была моя идея попробовать с Ше-Линн, я сразу связался с ней по телефону. С Ше-Линн мы знакомы очень давно, она с удовольствием согласилась. Конечно, она бы и приехала к нам, поставила и поработала с Сашей в Москве, но из-за пандемии не получилось, пришлось работать дистанционно. Но думаю, когда снимут все ограничения, мы пригласим Ше-Линн в Москву обязательно.

Произвольная программа у Алены пока сырая, поэтому на прокатах мы откатали только короткую. Подготовить и показать обе программы за такой короткий срок, что Алена к нам перешла, нереально. Времени было мало.

По элементам, которые девочки будут исполнять -- посмотрим. На контрольных прокатах форсировать события было не нужно. В произвольной Саша пока планирует прыгать три четверных: два тулупа и лутц. В перспективе она готова делать сальхов, но надо взять более уверенный старт. Тренируем аксель в три с половиной оборота. Этот прыжок уже близок к исполнению. Саша сама очень хочет его освоить. Надеемся, все получится.

M1A6983

Алена пока в программах прыгает аксель двойной. Поскольку, повторяю, она пришла не так давно. К тому же, у нее была травма, нет смысла рисковать, сезон только начинается. После прокатов будем готовить тройной аксель, доделывать произвольную, входить в сезон.

Понятно, работа с такими профессионалами, как Саша и Алена – это абсолютно другое. Когда готовишь юниоров – одно, когда мастеров, решаешь с ними серьезные задачи и ставишь серьезные цели – совсем другое. Мы вместе каждый день на тренировках. Льда у нас достаточно. Саша тренируется очень много. Две свои ледовые тренировки по полтора часа и дополнительно занимается с другими группами – катается, работает над скольжением, вращениями. Главное, она понимает, ей это нужно. И, на мой взгляд, Саша улучшила владение коньком, стала больше раскрываться в плане хореографии. С Сашей индивидуально работает хореограф Марина Акелькина – прекрасный педагог «Большого театра». Мы понимаем важность и необходимость такой работы.

Саше мы поменяли технику, вход, вкручивание в прыжок стал быстрее. Сейчас необходимо эти навыки стабилизировать, чтобы все получалось в нужный момент. Насколько мне известно, Саша всегда прекрасно работала на тренировках, но не всегда получалось реализовать это на соревнованиях. Мы пытаемся проблему решать, но не все сразу.

PlushenkoKostornayaRosanov

Понятно, долгое отсутствие полноценных тренировок из-за пандемии сказывается. Но хочу сказать о Саше: мы провели хороший сбор в Кисловодске, полтора месяца находились в горах на прекрасной базе, где были отличные условия, много льда. Постарались наверстать, что могли. И, конечно, немаловажную роль играет сильный характер спортсменки. Саша – пахарь. Она ставит перед собой серьезные цели. Действительно работает, порой на износ. Ее даже приходится останавливать, что не всегда получается.

Что касается Алены, пока ей не хватает «функционалки». Она долго не каталась и на данный момент тренируется в силу своих возможностей. Тоже пашет. Тоже ставит перед собой амбициозные задачи. Если и дальше так пойдет, тройной аксель восстановим. Наша с ней задача – четверной прыжок.

Когда такие мастера, как Саша и Алена, титулованные спортсменки, с четверными прыжками, тройным акселем, приходят в группу, то все остальные ребята школы начинают работать по-другому, пахать. Девчонки дали хороший толчок всем нашим ребятам.

Сезон предстоит непростой. Но будем подстраиваться под ситуацию, в которой мы все оказались, -- считает Евгений Плющенко. 

Кирилл ДАВЫДЕНКО, тренер, о фигуристе Андрее МОЗАЛЕВЕ:

-- Подготовка к сезону, несмотря на ситуацию с пандемией, получилась плодотворной, -- рассказывает тренер Кирилл Давыденко. – После первого сбора в Новогорске мы вернулись в Питер. После поехали на наши, уже традиционные, сборы в Сочи. Правда, в этот раз, из-за карантинных мер, они прошли в урезанном формате. Обычно сборы продолжались месяц, тут получилось три пятидневки. Дальнейшая наша подготовка проходила дома, в Академии.

Новую короткую программу Андрею мы поставили в черновом варианте еще до пандемии, сразу после Спартакиады, потому что уже пошли разговоры о введении карантина. Произвольную делали позже, на сборе в Новогорске. Над программами работали Денис Лунин вместе с нашим хореографом Игорем Кощеевым.

DavydenkoMosalevLunin1

Музыку для короткой программы выбрал я сам. Случайно. Скачал новый альбом группы «Enigma», понравился трек, поставил фоном на тренировке, сказал Андрею и Денису: прислушайтесь. Это музыка Баха в современной обработке. Им понравилось, подключили хореографа, который придумал образ для программы. Но я не буду пересказывать сюжет, пусть зрители сами его «прочтут». Костюм для этой программы послужит подсказкой. К прокатам мы не успели костюм подготовить, но на соревнованиях, надеюсь, болельщики оценят…

С музыкой для произвольной программы вышла интересная история. Сестра Андрея еще в прошлом году предложила послушать нарезку музыкальных композиций. Нас зацепило, но мы отложили ее тогда, решили оставить «на вырост». Предложенный вариант мы «усовершенствовали» немного, потому что первая часть была чуточку «жестковата», мы заменили на «The Man With The Harmonica» by Apollo 440, а вторая подходила идеально. Единственное, как мы ни старались, не нашли автора второго произведения. В общем, получилось, что объединили известную и неизвестную мелодии. На мой взгляд, они очень подходят по духу, стилистике.

Перед контрольными прокатами мы сразу решили: короткую программу поедем на максимуме, с четверным флипом, каскадом – 4 + 3 тулуп, тулуп и тройной аксель во второй половине. В произвольной пока вместо первого четверного флипа делаем тройной, дальше два четверных тулупа, один из которых в каскаде с тройным тулупом, два акселя, не считая других прыжков. Мы уже катали похожий вариант без первого четверного, с тройным, на питерских прокатах. Но там пробовали лутц. В зависимости от того, что, лутц или флип, будут получаться лучше, выберем оптимальный контент. В любом случае, элементы надо проверять в стрессовых условиях. И прокаты для этого подходят идеально, -- прокомментировал Кирилл Давыденко. 

Алексей ЧЕТВЕРУХИН, тренер, о Романе САВОСИНЕ:

-- Прошлый сезон был первым в карьере Романа на взрослом уровне. Казалось, после призового места на юниорском чемпионате мира, все должно сложиться удачно, но сезон не задался, -- признается тренер Алексей Четверухин. – Тогда же у Ромы обострилась травма ноги, на Гран-при в Америке прыгать четверные не смог, катался с тройными. Пропустил чемпионат России, много соревнований. Только к концу сезона выступил на финале Кубка России, где, я считаю, откатался хорошо, сделал четверные сальхов, тулуп, аксель тройной. А потом грянул трехмесячный перерыв - карантин, со своими положительными для нас моментами. Рома залечил ногу. Она перестала болеть. Запрыгал легко. Конечно, после перерыва и полугодового лечения непросто стартовать, но в целом Роман в хорошей форме. Восстановили четверные тулуп и сальхов. К флипу и лутцу подбираемся с осторожностью, ногу бережем. Делаем все необходимые упражнения.

HetveruhinSavosin

Что касается программ, мы поменяли обе. Музыку для короткой долго искали. Рома принес свою, мне не очень понятную, этот вариант мы отклонили. Вспомнили о «Белла, чао» - короткую программу, которую он катал в свой успешный сезон, 2016-го. Тогда мы вышли в юниорском финале Гран-при, один этап выиграли, на втором заняли третье место, победили на турнире в Таллине. Но в том сезоне Рома выступал по юниорам, сейчас на взрослом уровне, поэтому программу полностью изменили. Планируем прыгать два четверных – сальхов в каскаде и сольный тулуп, тройной аксель. В произвольной заявлено три прыжка в четыре оборота – два сальхова, один в каскаде, и тулуп.

С музыкой для произвольной помог Миша Белоусов, с которым мы постоянно работаем. Он предложил несколько вариантов, мы остановились на «Реквиеме» Винсенте Амиго. Ставила программы Анастасия Казакова. Помогают Наташа Бестемьянова с Игорем Бобриным, приходят на тренировки, советуют...

Я очень надеюсь, что в этом сезоне Рома сумеет реализовать себя. Все зависит от него самого. Посмотрим, что получится, -- прокомментировал Алексей Четверухин. 

Вероника ДАЙНЕКО (тренер) и Николай МОРОШКИН (хореограф)

о фигуристе Петре ГУМЕННИКЕ:

-- Подготовка к сезону у нас с Петей складывалась непросто, -- рассказывает тренер Вероника Дайнеко. – Во-первых, карантин, долгий перерыв в тренировках на льду. Во-вторых, много времени и сил Петя потратил на сдачу экзаменов ЕГЭ. В-третьих, парень сильно вырос и продолжает расти. Такого бурного процесса, естественно, никто не ожидал. Это влечет за собой изменение технических характеристик исполнения элементов.

DainekoGumennik

Стабилизируем прыжки. Петя старается, а если сам спортсмен настроен и старается, следует всем рекомендациям медиков и тренеров, то все получится.

-- По программам: мы доработали произвольную, взяв за основу ту, что Петя катал в прошлом году – «Призрак оперы», -- говорит хореограф Николай Морошкин. – Полностью поменяли первую часть, освежили программу в целом, добавили эмоциональности, театральности, мистическую нотку попытались внести. Короткая программа – «Лунная соната» Бетховена в современной аранжировке. Эта музыка, как и сама программа, очень подходит духу Петра. Современная хореография. В программе читаются гармоничные линии, позы… Идея программы - стремление к мечте. Петя - человек творческий, очень тонко чувствует музыку, -- считает Николай Морошкин.

-- Петя, на мой взгляд, человек-космос. Но если вернуться к программам, в плане элементов, четверной сальхов мы пробуем и делаем. В стадии изучения и доработки четверные тулуп и лутц. Показывать эти прыжки на прокатах мы еще не готовы. Их нужно сначала стабильно выполнять на тренировках, а потом уже вставлять в программу. Так что, учитывая новые обстоятельства, аккуратно будем продолжать, -- прокомментировала Вероника Дайнеко. 

Светлана СОКОЛОВСКАЯ, тренер, об Александре САМАРИНЕ:

-- Обе программы Саше поставил Никита Михайлов. Короткая на песню «Полюшко-Поле». Решили попробовать этот стиль, так как большинство соревнований пройдет в России, а эта музыка знакома зрителям. Мощная! Русская!

SamarinSokolovskaya

Произвольную поменяли в конце прошлого сезона, но ее также можно считать новой, потому что Саша всего на одном старте показал.

Работа над программами продолжается. Очень много помогают наши хореографы Рамиль Мехдиев и Виталий Бутиков. Все вместе будем стараться дорабатывать, улучшать.

По контенту программ – пока ничего не хочу говорить. Понятно, сложные прыжки остаются в фокусе внимания. Ну как Саша без четверных?

На прокатах в «Мегаспорте» вернулся вкус соревнований. Спасибо каждому, кто пришел и поддержал. Понятно, не все получилось, но заряд от болельщиков получили колоссальный.

Мы учтем все замечания, будем продолжать работать. Поверьте, мы этого сами очень хотим. Хотим - нравиться и побеждать, -- прокомментировала Светлана Соколовская.

Ольга ГЛИНКА (хореограф) о Макаре ИГНАТОВЕ и Дмитрии АЛИЕВЕ:

-- Обстоятельства сложились так, что в этот раз в контрольных прокатах участвовал только один наш фигурист Макар Игнатов. Дима Алиев прокаты пропустил из-за травмы, -- говорит хореограф группы Ольга Глинка. -- В этом сезоне мы поменяли Макару обе программы. Ставили на сборе в Кисловодске. Музыку выбрали довольно легко, единодушно согласившись: эти образы Макару подходят. Основную, большую часть постановочной работы взял на себя Валентин Молотов - очень талантливый, молодой, но уже опытный хореограф. На протяжении многих лет он ставит программы и нашим, и многим зарубежным фигуристам.

Короткая программа Макара на песню группы KALEO «I can’t go on without you». Для произвольной взяли очень сильную по эмоциям песню «Je suis Malade» в исполнении Francisco di Cello.

Программы объединяет тема любви, но поставлены они в разных стилях. Безусловно, впереди очень много работы над образами, эмоциональным наполнением, но у Макара все получится, потому что у этого спортсмена есть важная черта: Макар умеет отодвигать в сторону лишние эмоции, правильно мыслить и действовать, что во многом помогает ему стабильно исполнять элементы.

GlinkaIgnatovRukavitsin

На наш взгляд, Макар сделал большой шаг вперед в интерпретации программ. Хотя в соревновательных программах спортсмену необходимо найти баланс, понять и почувствовать тонкую грань между эмоциональной вовлеченностью в образ и сосредоточенностью при исполнении элементов. Иногда музыка настолько трогает душу спортсмена, что бывает сложно сохранить концентрацию. Это как раз и произошло с новой произвольной программой Алиева.

Дима сам выбрал музыку, рассказывал нам об этом за полгода до постановки. Конечно, мы поддержали идею. Песня «S.O.S», талантливо исполненная Димашем Кудайбергеном, Диму потрясла. Мы сделали программу. Это выглядело завораживающе, мощно. Но исполнять элементы с такими эмоциями Диме оказалось сложно, а, сбавляя «градус» переживаний, музыка становилась сильнее, что тоже недопустимо.

После сборов в Кисловодске Дима откровенно рассказал нам обо всем, поэтому мы вместе приняли решение программу поменять. Новая – на композицию группы IL VOLO «L’immensita», которую предложил Валентин Молотов, всем понравилась. Получилась позитивная, сильная и динамичная вещь. Но программу «S.O.S» мы покажем зрителям на показательных выступлениях, когда можно будет отпустить себя, не ограничивая в силе эмоций.

В короткой программе мы вернулись к «Маскараду» Арама Хачатуряна, которую Дима катал в олимпийский сезон. Во многом этот шаг продиктован проблемами со здоровьем. Дима только что вернулся из Германии, где было проведено необходимое лечение. Мы благодарны федерациям фигурного катания России и Санкт-Петербурга, которые в такой непростой ситуации, когда границы остаются для многих закрытыми, организовали и помогли с поездкой в клинику Мюнхена. Из-за травмы Дима вынужден был пропустить контрольные прокаты в Москве, но, зная его, мы уверены, он все преодолеет, -- прокомментировала Ольга Глинка.

 

Парное катание

Тамара МОСКВИНА о фигуристах Александре БОЙКОВОЙ – Дмитрии КОЗЛОВСКОМ, Анастасии МИШИНОЙ – Александре ГАЛЛЯМОВЕ:

-- В открытых контрольных прокатах участвовали две пары нашей школы: Бойкова – Козловский и Мишина – Галлямов, -- рассказывает Тамара Москвина. – Новую короткую программу Саше с Димой поставил Александр Жулин на музыку Исаака Шварца к кинофильму «Звезда пленительного счастья». Не хочу умалять свою роль, хотя это тренерская обязанность, какие-то «фишечки» я тоже предлагала, и Александр Жулин их использовал. Хореографически и артистически эту программу оформил и придал ей вид миниатюры Александр Александрович Степин.

Moskvina2020

Мы с самого начала хотели сделать ребятам лирическую программу, чтобы в их арсенале были постановки разных жанров, с выражением различных чувств. Не только испанская, цыганская темы, не только классика… Нам важно было посмотреть, что им идет, но одновременно развивать их творческие стороны. В каждой новой программе должны быть интересные вещи, увидев которые зрители бы сказали: «Ах, это Бойкова – Козловский, это придумали они…».

В новой короткой программе мы не следуем сюжету фильма, намеренно ушли от темы декабристов, потому что в большей степени она понятна российским зрителям и труднообъяснима иностранным болельщикам. У нас Александра Бойкова – звездочка пленительного счастья. Для кого? Для своего партнера Дмитрия Козловского и тренеров Артура Минчука и Тамары Москвиной. Эта программа о судьбе молодых людей, которые сталкиваются с житейскими сложностями, но, несмотря ни на что, их преодолевают, наполняя свою жизнь романтическими чувствами, устремленными в будущее. Но это я так объясняю. А зрители увидят элементы. К примеру, тодес -- романтичный подход к тодесу, когда партнер распростерт в «кораблике», а у партнерши красивая, почти балетная позиция. Подкрутку в три оборота, с высоко поднятой рукой. Подход к выбросу, где Саша делает кувырок, после чего следует сам выброс. Прыжок, близкий, из положения кораблика. Композицию шагов, где фигуристы встречаются, разъезжаются и финальный элемент - комбинированное вращение, параллельное, синхронное, которое завершается объятиями спортсменов...

DSC 3572

Так где же, спросит зритель, здесь житейские сложности? Какие-то романтические чувства? Отвечу: само катание проникнуто вот этим ожиданием счастья, встреч, воспоминаниями, мечтами о будущих радостях. Все это и дает возможность хореографу Александру Александровичу Степину -- преподавателю актерского мастерства, с помощью мимики, жестов, хореографии окрасить эту спортивную программу чувственными движениями, чтобы увлечь публику, заставить ее вместе с фигуристами вновь переживать жизненные моменты…

Произвольную программу, с которой Бойкова – Козловский выиграли чемпионат Европы, мы пока оставили, потому что ребята не успели показать ее на чемпионате мира, из-за пандемии его отменили.

У Насти Мишиной с Сашей Галлямовым, которые недавно катаются у нас, обе новые программы. Короткая -- вариация на темы балета «Эсмеральда» Пуни. Кстати, музыку предложила наша болельщица Марина Баканова – ведущая сайта Ильи Авербуха. Известный в мире фигурного катания композитор Александр Гольдштейн сделал новую аранжировку. Поставили программу Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, в последующем совершенствовал Александр Степин.

M1A5851

Мы изначально стремились к тому, чтобы программы у пар были совершенно разные, чтобы никто не говорил, будто эти копии чего-то увиденного. Кроме того, подчеркну, Мишина -- Галлямов пришли к нам сложившейся парой, подготовленной супругами Великовыми, подготовленной хорошо, что подтверждают их высокие места на крупных соревнованиях. Нам хотелось сделать им программы с художественным уклоном. И мы подумали, что с «Эсмеральдой» это может получиться.

Сама музыка – это завлекательный танец, кокетство, улыбчивость, что свойственно Насте, потому что когда она катается в удовольствие, ее лицо светится в улыбке, блеск в глазах.. Так что, если кратко о программе, это танец Эсмеральды. Но не «испания» в чистом виде, а игривый номер, где требуемые элементы перемежаются с танцевальными фрагментами, выполненными средствами катания на коньках.

Судя по реакции зрителей в «Мегаспорте» -- программа понравилась, мы не ошиблись. Произвольная другого плана в постановке Александра Жулина на музыку группы «Квин» -- «Богемскую рапсодию» и «Мы – чемпионы». Второй фрагмент, возможно, кому-то покажется нахальным, но спортсменам программа нравится. Думаю, она их будет вдохновлять на интересные элементы.

Если подводить итог подготовительного периода, можно сказать: спарринг двух пар, здоровая конкуренция, пошла всем на пользу. Теперь только двигаться вперед, -- прокомментировала Тамара Москвина. 

Сергей ДОБРОСКОКОВ, Сергей РОСЛЯКОВ, тренеры, о Дарье ПАВЛЮЧЕНКО – Денисе ХОДЫКИНЕ:

-- Два с половиной месяца из-за пандемии мы сидели дома, поэтому нужно было активнее включаться в процесс постановки программ, вхождения в форму, как только сняли ограничения, -- рассказывает Сергей Доброскоков. -- Спасибо нашей федерации, Александру Когану, что организовали сбор в Новогорске, обеспечили прекрасную подготовку к сезону. Фактически два месяца мы просидели там безвылазно, получали необходимый объем льда, работали плодотворно. У нас появилось время заняться тем, до чего раньше не доходили руки. Много работали над скольжением. Прибавили в тех моментах, которые мы знаем, которые у нас проблемные. Поставили очень приличные программы, -- рассказал Сергей Доброскоков.

RoslyakovHodykinPavluhenkoDobroskokov

-- Программы ребятам ставил я сам, -- продолжает Сергей Росляков. -- Денис Ходыкин помогал, предлагал много фишек, идей. Даша подключалась. Ребята проявили себя как творческие люди. А это уже другой разговор -- показатель того, что спортсмены перешли на более высокий уровень. Но так и должно быть. Это здорово. Это не то, что работать с юниорами, когда обозначаешь свою позицию, настаиваешь, говоришь: надо именно так. Сейчас совсем другая работа: ты предлагаешь, например, свои четыре варианта, они в ответ свои пять, из девяти выбирается лучшее. Так что ребята меня очень порадовали.

Варианты музыки для программ мы обсуждали долго. Пошли по тому же пути: выбрали несколько понравившихся, советовались со специалистами, тренерами Татьяной Анатольевной Тарасовой, Еленой Анатольевной Чайковской… Хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал, высказывал свое мнение, подсказывал. В тех условиях это было непривычно – встречаться не на тренировках, а обмениваться видео и общаться по скайпу, телефону…

В итоге для короткой программы взяли «Sing Sing Sing» Бенни Гудмана, для произвольной – лирическую «SOS» в исполнении Грегори Лемаршаль. Программы разные: короткая – программа настроения. Это такой скетч, шарж на танцы на льду. Программа веселая, мегапозитивная и очень заразительная. Произвольная - антипод. Программа -- размышление о жизни. Думаю, кризисы, связанные с пандемией, экономикой, которые сотрясали нашу планету последние полгода, отчасти отразились на идее программы. Однако основная тема, что несмотря на существующие проблемы, надо стремиться и верить в лучшее. Душа, она, как птица, которая рвется ввысь. Это слова из песни нашей программы.

На контрольных прокатах мы не планируем показывать весь наработанный контент. В произвольной будем прыгать каскад – 3-2-2, который затем поменяем на другой – 3-3 тулуп + флип. Пока мы отказались от этой идеи, потому что у Даши были некоторые проблемы с ногой. Пришлось удалять неприятную штуку со стопы, процесс восстановления затянулся, по факту мы не могли тренироваться с необходимой нагрузкой больше месяца. Поэтому на прокатах не стали рисковать. Проехали спокойно, показали программы, а на турнирах будем дерзать, -- прокомментировал Сергей Росляков.

 Павел СЛЮСАРЕНКО, тренер, о Ясмине КАДЫРОВОЙ – Иване БАЛЬЧЕНКО:

-- Конец прошлого сезона у Яси с Иваном получился хороший, -- рассказывает Павел Слюсаренко. -- Мы выступили удачно в финале Кубка страны. К сожалению, в короткой программе тогда допустили ошибки, но произвольную откатали на 135.63 балла, став в итоге вторыми после Мишиной – Галлямова. После этого старта ребята обратили на себя внимание, их включили в запасные основного состава сборной. Мы очень надеялись, что нас пригласят на контрольные прокаты в «Мегаспорт», и по работе, по всему, подводили ребят к этому старту. Когда в конце августа нам пришел вызов на сбор перед прокатами, мы были готовы. Ребята никогда еще не выступали на прокатах с таким количеством зрителей, ажиотажем, и для них было очень важно преодолеть этот момент…

IMG 5687

Произвольную программу ребятам мы оставили с прошлого года. Короткую сделали своими силами. Надеемся, что Николай Морозов в ближайшее время сможет приехать к нам в Пермь, поработать над ней, чтобы сделать интересные переходы, дорожку, поправить, где нужно.

В этом сезоне ребята постараются показать и доказать, что они не просто так попали в запасные основного состава. Мы планируем выступить на двух этапах Кубка России – в Москве и Казани. Будем отбираться на чемпионат страны, биться за попадание в основной состав сборной команды. Будем участвовать в наших местных соревнованиях. Постараемся подобрать для ребят оптимальный календарь соревнований.

На контрольных прокатах заявили соревновательный контент. Планируем тройной тулуп, каскад – 3-3 сальхов, сальхов. Эти прыжки мы показывали на тренировках перед прокатами. Но у нас есть более сложный набор, который ребята исполняют. Ясмина и Иван - фигуристы «прыгающие», так что будем пытаться удивлять не только парными элементами и чистым катанием, но и хорошим прыжками.

Что касается Полины Панфиловой и Димы Рылова, то они, к сожалению, не выступали на прокатах из-за болезни партнера. У Димы возникли проблемы с миндалинами, которые проявились несколько месяцев назад. Из-за пандемии операцию перенесли, хотя первоначально должны были сделать в начале апреля. Как только карантин сняли, мы вышли на лед, начали работать, вроде ничего не тревожило, а в августе сначала у Полины заболела спина, потом у Димы обострились проблемы с горлом.

В начале сентября Диму прооперировали в больнице Кирова, удалили кисту. (Дима сам из Кирова, врачи сразу согласились все сделать). Вчера в той же клинике Диме сделали вторую – по удалению миндалин. Так что после восстановления, в октябре, пара выйдет на лед. Будем ждать решения федерации по этапам Кубка России и настраиваться на чемпионат страны. Хотелось бы выступить и на Гран-при в Москве, ребятам это принесет огромный опыт, -- прокомментировал Павел Слюсаренко.

 Арина УШАКОВА, Филипп ТАРАСОВ, тренеры,

о фигуристах Алине ПЕПЕЛЕВОЙ – Романе ПЛЕШКОВЕ:

-- Пандемия спутала нам все планы, со сборами, отпусками. Когда ввели карантин, сначала подумали, это ненадолго, а когда его продлили, стали тренировать спортсменов онлайн. Занимались ОФП, хореографией, даже организовали теоретические уроки по правилам в фигурном катании, истории вида спорта. Хореограф Рамиль Мехдиев культурно просвещал, читал стихи, рассказывал ребятам о танцах, балете… Словом, развивали всесторонне.

TarasovPepelevaPleshkovUshakova

Как только спортивные базы открыли, Алина с Ромой и тренером Владом Жовнирским поехали в Новогорск. Начали готовиться, ставить программы. В первоначальных планах было ставить программы с Паскуалем Камерленго, но выезжать за границу было нельзя. Так что короткую оставили, а произвольную делала Елена Станиславовна Масленникова, -- рассказала Арина Ушакова.

-- Музыку для произвольной подсказала Нина Михайловна Мозер, -- добавляет Филипп Тарасов. - Это новое, нетипичное для пары. Классика. «Орфей и Эвридика» Глюка – музыка, которая заставляет задуматься, остановиться. В нашей жизни мы все время торопимся, бежим, пропуская что-то очень важное. Если ребята эту музыку поймут и скатают, получится красиво.

-- В этом сезоне ребята дебютируют на уровне мастеров, психологически надо к этому привыкнуть. На прокатах максимума своего мы намеренно не показали. Задача стояла откататься стабильно, в облегченном варианте, без срывов. Не все еще получается, но пара перспективная, все делают на тренировках, так что все в их руках, -- прокомментировала Арина Ушакова.

 

 Танцы на льду

Светлана АЛЕКСЕЕВА, тренер, о Тиффани ЗАГОРСКИ – Джонатане ГУРЕЙРО

и Анастасии СКОПЦОВОЙ – Кирилле АЛЕШИНЕ:

-- Апрель, май, июнь из-за карантина мы не катались, -- рассказывает Светлана Алексеева. -- В конце июня вышли обкатать новые ботинки, но на сбор в Новогорск не смогли поехать. Джон на тот момент находился в Уфе, Кирилл – в Питере. Так что тренироваться начали с июля.

Вкатываться было очень тяжело. Ребята не привыкли столько «отдыхать» -- не выходить на лед, хотя мы и работали онлайн, со всеми постоянно были на связи. Я лично в совершенстве овладела видеосвязью. А как? Приходилось приспосабливаться.

AleshinSkopzovaAlexeevaGureiroZagorski

Работа в Новогорске в первые дни после перерыва проходила сложно. Беспокоило и то, что на базу приезжали спортсмены других видов спорта, у которых выявлялись положительные тесты на коронавирус. Конечно, их сразу изолировали, отправляли, но как бы там ни было, перед отъездом со сбора Тиффани подхватила коронавирус. Хорошо, что болезнь прошла без последствий для здоровья. Но это сбило и без того измененный график подготовки Тиффани и Джона. Ребята не успели съездить к Кристоферу Дину, поставить новую произвольную программу. Планируем это сделать сразу после контрольных прокатов. Кристофер прилетит в Англию, ребята отправятся к нему. Это ближе, чем в Америку. Но меня все еще беспокоит ситуация с ковидом, которая и в этой стране остается сложной.

В планах у нас поменять ребятам произвольный танец, но посмотрим, целесообразно ли будет показывать его в этом сезоне. Для стартов в России будем готовить старую программу, думаю, скатаем ее на чемпионате страны, потому что уже середина сентября, и мы можем просто не успеть накатать новую программу.

Настя с Кириллом перед сезоном ездили в Питер к Елене Соколовой, ставили программу. Ездили дважды. В первый раз на каток не попали, потому что у кого-то из синхронного катания выявили ковид, Академию закрыли на две недели, ввели карантин. Пришлось все сдвинуть по срокам. Поэтому сейчас нужно все правильно рассчитать, стоит ли показывать не до конца накатанные программы, тем более, прошлогодние танцы у обеих пар удачные.

Вообще, хочу сказать, так сложилось, что пандемия, болезни нас непосредственно коснулись. Поэтому сейчас стараемся соблюдать все меры безопасности – маски, перчатки, проверяемся сами на коронавирус, заставляем спортсменов. И мне лично не очень понятно, почему, например, на нашем катке к этому относятся формально…

Сезон предстоит непростой. Цель – показать свой максимум, чтобы оставаться в обойме, подстраиваясь под предлагаемые обстоятельства. С программами будем думать, решать, потому что при любом варианте хочется остаться на высоте и не опускать планку, -- прокомментировала Светлана Алексеева. 

Денис САМОХИН, Олег СУДАКОВ, тренеры, о Елизавете ХУДАЙБЕРДИЕВОЙ – Егоре БАЗИНЕ:

-- Лиза и Егор вместе катаются не так давно, но мне кажется, пара сложилась, -- считает Олег Судаков. -- Ребята подходят друг другу как внешне, так и по профессиональным качествам. Отношения в паре неплохие, доверительные. Тренируются Лиза с Егором в основном в Балашихе в группе Дениса Самохина. Мы с Денисом постоянно на связи. Надеемся, у ребят получится.

BazinSamohinHudaiberdievaSudkov

-- После первенства России Егор предложил Лизе попробовать кататься в паре, -- говорит Денис Самохин. -- Она согласилась, потому что хотела перейти уже на взрослый уровень. С прежним партнером Андреем Филатовым они расстались вроде нормально. Вот так и появилась пара Худайбердиева - Базин.

Мы приступили к работе в марте, но тут начался карантин. Так что программы ставили уже после перерыва в Питере. Программы ставил я. Хотели с хореографом из Тольятти, но по времени не получилось договориться.

С подачи Егора для ритм-танца выбрали музыку из мюзикла «Артист». Музыку для произвольной подбирал я. Идею программы дали танцоры Дина Ахметгареева и Федор Полянский, своим гениальным номером «Жизнь». А мы решили придать ей второе дыхание, но уже на льду.

По сюжету программы, пожилая пара вспоминает прожитую жизнь. Молодость, первую встречу, свадьбу, рождение детей... Но годы проходят – старость, смерть… Если коротко, вот об этом программа.

Посмотрим, как все пойдет. Ребята стараются. Но есть объективные моменты: на мой взгляд, у Лизы с Егором немного разная техника катания. Я учу больше работать коленом снизу вверх, Егор привык – немного иначе. Мне кажется, с моей техникой танцорам легче кататься, легче поддерживать скорость, больше энергии и сил. Егору пока это в новинку, но приноравливаемся.

Тренируются ребята в основном у нас на катке, но и в Тольятти бывают тоже. Наша задача на сезон – отобраться в основной состав сборной, засветиться, проявить себя на стартах…

Другая пара Анастасия Шпилевая – Григорий Смирнов пока не могут полноценно тренироваться. У Насти остаются проблемы с ногой. Пытаемся доставить программу, но не получается пока. Врачи говорят, надо подождать, все наладиться, -- рассказал Денис Самохин.

 Ирина ЖУК, Александр СВИНИН, тренеры, о Софье ШЕВЧЕНКО – Игоре ЕРЕМЕНКО:

-- Месяцы карантина Соня с Игорем провели в тренировках онлайн, -- рассказывает Александр Свинин. – ОФП, хореография… Как только разрешили выйти на лед, ребята стали кататься. Параллельно Соня сдавала вступительные экзамены в ГИТИС и поступила, с лучшими баллами на курсе, чем мы очень гордимся. Прошла на балетмейстерский факультет, заочное отделение, чтобы учеба не мешала тренировкам. Девочка она умная, все у нее получится.

EremenkoZhukShevchenkoSvinin

-- Произвольный танец ребятам мы поставили до пандемии, -- продолжает Ирина Жук. -- Они рано закончили сезон, после чемпионата страны. До юниорского мира у нас было время на постановку. Выбрали саундтрек к фильму «Иллюзионист» композитора Максима Родригеса. Когда я услышала эту музыку, сразу увидела в ней ребят. Предложила. Сначала они немного задумались, потому что музыка многообразная. Но позже согласились, сказали – попробуем.

Постановочная работа быстро шла. Образы программы сразу появились. Игорь – это известный артист, иллюзионист, Соня – его ассистентка, которая в конце программы превосходит иллюзиониста в мастерстве… Но пусть о программе расскажут ребята. Тем более, скоро первый этап Кубка России в Сызрани.

Кстати, Соня в этой программе придумала интересную штуку: в самом начале, когда она держит руку на своем плече, Игорь делает взмах, и платье Сони будто по волшебству меняется. Не знаю, как оценят эту идею зрители, разглядят ли вообще. Но это творческий подход, Соня не зря поступила в ГИТИС.

Ритм-танец Шевченко – Еременко мы изменили сильно. Оставили ту же тему - бурлеск. Но перекроили все шаги, поменяли местами элементы, добавили другой музыки, так что танец стал практически новым.

Хочу сказать, что Игорь за месяцы карантина возмужал. В танцах это особенно важно, потому что когда взрослеет партнер, пара становится ярче, матерее, сильнее, -- замечает Ирина Жук.

DSC 2384

-- Саша с Ваней (Степанова – Букин – прим.), к сожалению, вынуждены были пропустить контрольные прокаты, -- говорит Александр Свинин. -- Готовились они серьезно. Мы полностью изменили вторую часть ритмического танца - музыку, шаги. Первую часть программы усилили. Музыка осталась та же, из фильма «Мулен Руж», но взяли другое инструментальное исполнение.

Произвольный танец новый. Придумали новые образы. Но я не буду пока говорить, дождемся соревнований.

К сожалению, травма спины не дает Саше спокойно жить. Прошел год после того, как она летала в Мюнхен к врачу по поводу проблем со спиной. Уже тогда Саше сказали, что одним разом она не ограничится, потребуется лечение. По диагностике сейчас дела обстоят намного лучше, чем в прошлом году. Саша делала все упражнения, которые ей рекомендовали. Работает с ней и наш тренер по ОФП Миша Панарин.

Надеемся, ребята выступят на этапах Кубка России в Казани и в Москве, как и планировалось. Возможно, получится стартовать пораньше, все будет зависеть от тренировок, -- рассказал Александр Свинин.

-- Сашу с Ваней уже не надо заставлять, -- продолжает Ирина Жук. -- Они взрослые, мотивированные. Но какими бы взрослыми они ни были, им все равно нужна поддержка зрителей, болельщиков. Когда появилась официальная информация о том, что Саша не выступит на прокатах, столько людей в соцсетях нам написали! Ни одного плохого слова, какого-то подвоха, все с такой душой, таким сердцем… очень тепло отзывались... Мне было приятно до слез, что наших ребят так любят, поддерживают, -- прокомментировала Ирина Жук. 

Николай МОРОЗОВ, тренер, о фигуристах Аннабель МОРОЗОВ – Андрей БАГИН:

-- Сразу после Нового года мы с Аннабель и Андреем уехали тренироваться в США. Когда началась пандемия, карантин пережидали дома. Два с половиной месяца вообще никуда не выходили, только раз в неделю за продуктами. Цифры больных пугали, было страшно, непонятно… Тем более, в Нью-Йорке мы живем в центре, рядом с Манхеттеном, где всегда много людей.

MorozovBaginAnnabelGorshkov

Катки закрылись. Ребята что-то пытались делать дома, упражнялись. Андрей у себя в квартире. Выходить на улицу мы начали только в конце июня. Но и тогда, к примеру, в Нью-Джерси, где мы обычно тренировались, еще нельзя было кататься в паре. Перебрались в соседний штат, Коннектикут, там было проще, начали готовиться. Из Коннектикута прилетели в Москву…

Ритм-танец мы не меняли. Новая произвольная почти готова, но не накатана. Может, успеем подготовить ее к соревнованиям, но подумаем еще.

Несмотря на длительный перерыв, Аннабель и Андрей сейчас в хорошей форме. Ребята стали по-другому относиться друг к другу, больше уважать, больше ценить время, стали больше задумываться над тем, что происходит в мире…

Тренируемся мы в Одинцове, помогает Алексей Горшков. Мы с Лешей дружим давно, и мне всегда приятно с ним работать. С ним, с Игорем Шпильбандом… В танцах у меня нет других пар, кроме той, где катается моя дочка. Так что это не мой бизнес. Понимаете, как отец, я хочу сохранять со своей дочерью нормальные отношения, не стоять у бортика, не ругаться на льду, не говорить о проблемах дома. Мне проще прийти раз в неделю на тренировки, для хорошего настроения, подправить то, что я вижу. И это желание сейчас реально может осуществиться, потому что, как я уже сказал, Аннабель и Андрей изменились, пересмотрели свое отношение к делу, их можно направить тренироваться с другими специалистами и быть уверенным при этом, проблем не будет.

Сейчас главное, чтобы проводились соревнования в сезоне. В мире очень много хороших фигуристов, но из-за пандемии никто и никуда не может летать, и неизвестно, сколько это продлится. Это самая большая проблема на сегодняшний день, которая способна выбить фигурное катание из привычной колеи, за это я больше всего переживаю.

Но в США, к примеру, ситуация с фигурным катанием еще сложней. И с соревнованиями, и со всем остальным. Хорошо, что в России планируются старты, что наша федерация организовала прокаты, что люди, которые так или иначе с этим связаны, помогают, -- прокомментировал Николай Морозов.

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Ольги ЕРМОЛИНОЙ, Марии ЕВТЕЕВОЙ, Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА

plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки