Тренер Алексей Горшков оценил выступления учеников в прошлом сезоне, рассказал о сборе в ОАЭ, обрисовал ситуацию в танцах на льду и указал на причины кризиса в российских танцах.

-- Алексей Юрьевич, у вас сложился профессиональный творческий союз с тренерами Ириной Жук и Александром Свининым. Вы вместе готовили танцевальные пары к соревнованиям. В новом сезоне в связи с изменениями в обеих группах ваше сотрудничество будет продолжено?

-- Конечно. Для нас ситуация не поменялась – мы как работали, так и будем работать. 12 июня у нас начинается совместный сбор, потому что нам это интересно с профессиональной точки зрения. Наши группы покинули несколько пар, от чего не застрахован никто, но я считаю, что со всеми парами была проделана большая и качественная работа. У всех без исключения были яркие постановки на высоком уровне. Это касалось и программ Аннабель с Девидом (Морозова – Нарижный – прим.), Иры с Дарио (Хавронина – Чиризано – прим.), Лизы с Максом, Сони Леонтьевой и Даниила Горелкина, Лизы Малеиной и Гриши Родина, Миланы Кузьминой – Димы Студеникина… 

Программы ребят были сделаны не просто профессионально, но были реально интересными. И если честно, я испытал чувство гордости за нашу совместную работу, что в чем-то помог спортсменам Иры с Сашей, и чувство благодарности, что они помогли моим ребятам. Мы постарались сделать всё по максимуму. А если кто-то решил, что другие для них это сделают лучше, их право.

-- В одиночку сейчас сложно работать?

Gorshkov12

-- Невозможно. Я придерживаюсь мнения, что специалистов должно быть много. Не надо стесняться обращаться к другим. Более того, надо этим пользоваться. Уровень современного фигурного катания заставляет профессионалов теснее взаимодействовать. Если хочешь развивать спортсмена, то надо дать ему возможность поучиться, попробовать, поработать с разными хореографами, разными специалистами. Сегодня быть собакой на сене нельзя. Одна голова – хорошо, две – лучше. И тренер порой может заблуждаться, а в коллективе это легче исправить, избежать ошибок. Мнения людей, которым доверяешь, и которые не руководствуются сиюминутными результатами, а работают «вдолгую» и нацелены на развитие каждой пары, ради реализации общей идеи – это важно.

-- В вашей группе тренируются Лиза Пасечник – Максим Некрасов. Как вы оцениваете их первый совместный сезон?

Gorshkov14

-- Они сделали хорошее продвижение, несмотря на то, что начало было тугое. Но ребята набирают обороты и настроены на продолжительную карьеру. Они, естественно, оценивают все риски, и, надеюсь, будут принимать верные решения. Я считаю, что принимаемые решения зависят от поиска причин. Где их искать - в себе или вовне? Как говорится, плохому танцору всегда что-то танцевать мешает. Значит, надо стать хорошим.

Если вы посмотрите, в лидерах танцев на льду одни зрелые пары. И у нас, и за рубежом. Молодых практически нет. Это специфика вида, которая настраивает на долгоиграющую историю. В отличие от детского, юношеского, даже юниорского спорта во взрослых танцах на льду требования более жесткие - развиваться и одновременно беречь здоровье так, чтобы это не мешало развитию. Нужно находить баланс, иначе относиться к работе. При этом анализировать ситуацию и думать, а что ты можешь предложить своё.

-- То есть дальнейшая стратегия выработана.

Gorshkov1

-- Дело в том, что выстраиваемая стратегия неотделима от общей ситуации. А пока не очень понятно, в каком направлении будут двигаться танцы на льду.

В истории танцев на льду были разные периоды, когда за счет конкурентного взаимодействия разных школ вид развивался. Допустим, раньше наши танцы всегда были сильны хореографией, классическими постановками, потому что приглашались специалисты, хореографы из Большого театра, ансамбля Игоря Моисеева, других театров... У нас это было поставлено на «профессиональные рельсы», чего как раз не было в Европе, за океаном. Проанализировав наш опыт, они стали также двигаться в этом направлении, догонять и обгонять, сохраняя то, что уже имелось в системе подготовки и от чего мы на время отказались. Я имею в виду момент, когда с отменой «обязательных фигур», мы перестали уделять этому внимание. А те же американцы продолжали делать, потому что тренерам банально надо было зарабатывать, занимаясь с учениками крюками, выкрюками, так как такие тесты были встроены в их систему подготовки. Со временем и у нас это вернулось на круги своя.

То есть что я хочу сказать: в разные периоды танцы на льду развивались за счет техники, хореографии. Случались пробелы, но в целом вид совершенствовался. И преимущество было у того, кто анализировал прошлый опыт и на основании этого выстраивал подготовку. Сегодня, если судить по новостям, это уже не так всё очевидно.

Gorshkov5

К тому же, в современном мире очень сложно выделиться, потому что даже придуманный оригинальный авторский элемент – не гарантия эксклюзива. Как заметил Алексей Николаевич Мишин, чтобы придумать новый элемент, надо года два промучиться, а по видео его все выучат за пару дней.

Так что в танцах на льду мало иметь потенциал, надо его реализовать, сохраняя здоровье, настраиваясь на длительную карьеру и учитывая ситуацию, в каком направлении будут двигаться танцы на льду. А вот с этим у многих есть вопросы. Но, надеюсь, у Лизы с Максом всё получится.

-- К этой теме мы вернемся, а пока хочу спросить, почему вы выбрали ОАЭ местом сбора для своих ребят после чемпионата России?

-- «Картинку» надо менять. Мы несколько раз в году проводим сборы в Новогорске, и это для нас уже как дом родной. Про свой каток я не говорю. Конечно, у каждого тренера свои подходы, кому-то лучше проводить сборы в одних и тех же местах. Но, я считаю, что надо менять дислокацию. Мы и раньше так делали. Ездили с ребятами летом в Софию, Кисловодск, Америку… Сейчас есть желание съездить на сбор в Ереван, посмотреть как там ради спортивного интереса.

Gorshkov10

После чемпионата России мы решили организовать сбор в Эмиратах. В Дубае подходящего катка не нашли, остановились на варианте с Абу-Даби. Арабские Эмираты – это и удобное место, куда могут прилетать спортсмены из других стран. На нашем сборе были фигуристы из Европы, Америки. Спортсмены разного уровня. Я считаю, что связи между спортсменами, тренерами должны сохраняться, поддерживаться даже в рамках существующих ограничений. Тяжелые времена пройдут, человеческие профессиональные контакты останутся. Это нужно всем.

-- Что необычного было для вас на сборе?

-- Лично меня удивило то, что на катке был только один заливщик.

-- В смысле?

-- Больше не было никого. Да, еще кошка, которая, видимо, исполняла роль сторожа. Двери катка не закрывались. Заливщик заранее готовил лед, включал свет и убегал до следующей заливки. Мы оставались одни. Время тренировок – всё четко.

Gorshkov2

На сбор в ОАЭ мы отправились без хореографа, потому что не совсем понимали, что и как будет. В один из дней решили поискать студию, хореографический зал, где можно позаниматься. По интернету нашли, что в Дубае открыта школа танца Аллы Духовой, приехали туда в субботу. Отличный зал, двери настежь и никого. Выяснилось, что по субботам студия не работает. Потом мы ездили туда несколько раз. Но тогда, если честно удивились, что двери не закрываются не только на катке, но даже в студии Аллы Духовой. (Смеется).

-- ISU определился с ритм-танцем для взрослых пар на следующий сезон. Это будет «музыка 80-х». Как вам идея?

-- Решение есть, нет смысла его обсуждать. Я могу лишь высказать некоторые мысли. Композиций в стиле 80-х много, мы до сих пор их слушаем. А почему были выбраны именно они? Наверное, это тоже реалии современного мира, когда перепета вся классика и на эти перепевы сделаны каверы, потому что, видимо, сложно предложить что-то лучше, чем уже создано.

Другое дело, у меня вызывают вопросы некоторые технические моменты. Почему, например, в качестве составляющей хореографической дорожки взята «silver samba»? Если бы ритм-танец был в стиле «латина», это выглядело органично и логично, но у нас музыка 80-х. И потом, танцы на льду – это не просто танцы под музыку, это соревновательные программы с определенными требованиями к составлению, исполнению, оценке этих программ. И эти программы должны показывать уровень фигуристов -- владение коньком, ребра, катание…

Gorshkov15

Наверное, в том, о чем сейчас говорят, что предлагают, можно усмотреть попытку разнообразить программы, уйти от шаблонов. Но за счет чего? «Уравнять» партнеров? Поменять их местами, чтобы мальчик исполнял партию девочки, а партнерша – партию партнера, как в ритм-танце юниоров… Зачем? На самом деле мы и раньше так делали на тренировках для лучшего взаимодействия, скатывания пары.

Или создать пары, состоящие только из девушек или только из парней? Но физические возможности мужчин и женщин разнятся, то есть это заведомо не равные стартовые условия.

Возможно, всё это продиктовано желанием привлечь внимание, подогреть интерес. Но в техническом плане танцы это не сдвинет никуда, и мое мнение – это тупиковый путь. Да и сама идея не нова. В театре уже давно женщины исполняют мужские роли и наоборот. Только спорт – это совсем другая сфера деятельности.

Сейчас мы переживаем переломный момент, когда непонятно, в какую сторону всё качнется. Это сложно, но и интересно. Это можно воспринимать как вызов в зависимости от приоритетов каждого.

-- В прошлом году в прессе много писалось о кризисе в российских танцах на льду. Вы согласны с таким выводом и, если да, что явилось причиной?

Gorshkov9

-- Так и есть. Причина в отсутствии здоровой конкуренции. Ситуация возникла не вчера, просто прошлый сезон с отсутствием международных стартов «вскрыл нарыв» и всё выплеснулось наружу. 

Короля делает свита. И мы можем у себя в танцах назначить победителя, чемпиона, короля. Но не получится ли так, что король окажется голым? С чем мы останемся, когда рано или поздно ситуация изменится и надо будет выходить на международную арену? Когда все остальные потеряют мотивацию, желание работать и самое неприятное – станут искать другие варианты для реализации. 

Здоровая конкуренция обеспечивается объективным профессиональным судейством, ответственностью судей за принимаемые решения, их осознанием того, что дело нужно развивать. После каждого старта тренерам и спортсменам важно получить четкие ответы на вопросы: что хорошо, что плохо, как в стихотворении про крошку-сына, чтобы всем двигаться дальше. Наш спорт переживает непростое время, когда нет международных соревнований, так тем более надо думать, как сохранить его, развить и избежать разрушительных последствий.

-- Что вы думаете о нынешнем состоянии наших танцев на льду?

-- Появилось много новых пар, которые я не видел, поэтому сейчас преждевременно что-либо говорить. Сезон покажет. Проблемы, которые назрели, думаю, все понимают, а как будет… Каждая пара проживет свою жизнь – долгую, короткую, прямую или кривую. Многое, безусловно, зависит от самих тренеров и спортсменов. Но хочется, чтобы и оценка их работы была профессиональной. Многие из нас не первый год в сборной. Мы все друг друга знаем. И я первый начну аплодировать тому, кто сделает работу лучше, и скажу, что это здорово. Вот в чем смысл. Иначе мы не выживем.

-- Спасибо и удачи.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки