Член технического комитета Международного союза конькобежцев (ИСУ) по танцам на льду Алла ШЕХОВЦОВА подводит итоги выступления танцевальных пар на первенстве России и анализирует ситуацию в отечественных танцах на льду.

Алла Викторовна, насколько неожиданными стали для вас результаты выступления танцоров на первенстве России?

Сразу скажу, что победа Анны Яновской и Сергея Мозгова в Йошкар-Оле была предсказуема, так как ребята очень ровно провели сезон, на всех турнирах получали высокие оценки. Программы этой пары удались, понравились. Более того, на судейских разборах неоднократно отмечалось, что пара  -- опытная, зрелая. Партнеры демонстрируют во время катания взрослые эмоции. Очень грамотная композиция программ, которая подчеркивает сильные стороны танцоров. А если учесть, что на первенстве России фигуристы откатались блестяще, то и сюрприза не случилось.

Серебряными призерами первенства стали Бетина Попова – Юрий Власенко, выдавшие в Йошкар-Оле, пожалуй, свой лучший прокат произвольной программы.

Именно так. В произвольном танце Бетина и Юрий превзошли самих себя. Катались ярко, мощно, с очень хорошим качеством элементов.

В этой связи я бы хотела отметить успешную работу группы Ксении Румянцевой. В прошлые годы тренерский коллектив не раз критиковали, указывая на недочеты. Основные претензии сводились к тому, что хотя спортсмены и красивые, и ухоженные, с прекрасно поставленными программами, стильными костюмами, но просчеты в технике не позволяли занимать им достойные места. На соревнованиях пары допускали много ошибок, во время прокатов случались даже падения. Но, глядя сегодня на катание дуэтов - Попова – Власенко и Лобода – Дрозд, можно утверждать, что большая часть проблем позади. Спортсмены очень прибавили в скольжении и технике катания, стремительно прогрессируют от старта к старту. У них появилась уверенность. Значит, тренеры сделали серьезные выводы и работают в правильном направлении.

Как оцениваете третье место Софьи Евдокимовой и Егора Базина?

В том, что Софья Евдокимова и Егор Базин стали бронзовыми призерами первенства России, ничего удивительного нет. Пара опытная, техничная, катаются ребята вместе не первый год. На этапах юниорской серии Гран-при вплотную приближались к пьедесталу. И турнир в Йошкар-Оле провели достаточно стабильно. Евдокимова – Базин показали максимум того, что могут на сегодняшний день. И этот максимум позволил им бороться за медали.

Я бы не сказала, что между этим дуэтом и другими нашими парами существует пропасть. Да, у танцоров из Самары, как и у других, есть плюсы и минусы. К позитивным моментам можно отнести мощное взрослое катание, грамотное владение коньком, стабильность. Безусловно, можно рассуждать об артистизме, о том, что спортсменам неплохо было бы поработать над актерским мастерском, усилить драматургию программ. Но дуэт интересный, техничный и стабильный.

Так что, повторю, что бронза Евдокимовой – Базина не стала для меня неожиданностью. Неожиданным, скорее всего, явился неудачный прокат произвольного танца москвичами Алла Лобода – Павел Дрозд. Ребята допустили несколько ошибок, хотя в сезоне выступали очень хорошо. Неоднократно поднимались на пьедестал этапов Гран-при, в финале серии завоевали серебряные медали. На протяжении всего сезона танцоры демонстрировали очень хороший уровень катания и стабильность. Пару отличают яркие постановки, в которых гармонично сочетаются музыка, движения, костюмы. Тем более обидно, что на первенстве России у них не сложилось. По сумме двух программ Алла и Павел заняли четвертое место, хотя после короткого танца шли вторыми. Но, видимо, пока молодой дуэт не может похвастаться психологической устойчивостью в условиях острейшей конкуренции.

В этой связи хочу отметить четкую работу судей, которые адекватным образом отреагировали на допущенные просчеты. Итоговый результат, который увидели зрители, соответствовал тому, что произошло на льду.

В первенстве участвовало 14 танцевальных дуэтов, что можете сказать об остальных?

Порадовала группа Ирины Жук и Александра Свинина. Тренеры представили много интересных молодых перспективных дуэтов с очень хорошими постановками. Ребята яркие. Видно, что им нравится соревноваться.

Светлана Алексеева и Елена Кустарова привезли в Йошкар-Олу не только лидеров нашей юниорской танцевальной сборной, но и новые пары.

Стоит отметить наличие перспективных танцоров в группе Светланы Ляпиной. К сожалению, им не все удалось на этих соревнованиях, но ребята запомнились.

Александр Жулин и Денис Самохин заявили в первенстве свой новый талантливый танцевальный дуэт. Ребята хорошие, но работы впереди много. К большому сожалению, не все получилось и у других учеников Евы Хачатурян – Андрея Багина. Насколько ярко спортсмены исполнили короткий танец, настолько не получилось их катание в произвольном. Безусловно, фигуристы очень расстроились, что показали шестой результат после исполнения короткого танца и, видимо, не смогли правильно психологически себя настроить на заключительный вид соревнований.

Если говорить в целом, то впечатление от наших танцев на льду у меня положительное. Яркие программы, интересные спортсмены, тренеры находятся в постоянном поиске. Радует, что дети – танцевальные, прекрасно слышат музыку, справляются со своим телом, демонстрируют классные поддержки, подчас даже более рискованные, чем у взрослых пар. Многие танцоры очень спрогрессировали в технике скольжения, о чем говорят высокие для юниоров уровни сложности дорожек шагов. Если посмотреть протоколы, то там много дорожек третьего уровня, что раньше для юниоров было нехарактерно. Хотя напомню, что в этом году требования относительно дорожки типа А – это первая дорожка шагов -- усложнились.

В Йошкар-Олу вы приехали из Стокгольма, где наши танцоры Александра Степанова – Иван Букин завоевали первую бронзу чемпионата Европы. Можете поделиться впечатлениями о наших взрослых дуэтах, порекомендовать, на что им нужно обратить внимание?

Одной из сильных сторон пары Степанова – Букин является стабильность. Эти спортсмены практически всегда катаются на максимуме возможностей. У пары очень интересные и качественные элементы, которые «работают» на серьезные плюсы и проходили на ура в течение всего сезона. Иными словами, работа тренеров в техническом направлении и хореографическом очень заметна. Программы получились запоминающимися. Одна и другая.

Однако реалии танцев на льду таковы, что с каждым новым сезоном появляются новые лидеры, в частности, французский дуэт Габриэлла Пападакис – Гийом Сизерон, которые завоевали чемпионские титулы в Стокгольме. Чем хороша французская пара? Прежде всего, тем, что они используют новый современный стиль. Точнее, это где-то даже некий возврат в прошлое, но на другом качественном уровне. Что я имею в виду? Если мы вспомним программы Джейн Торвилл и Кристофера Дина – эту вязь, кружева, идеальную гармонию движений и поворотов, где не бросалось в глаза что-то одно, катание приковывало к себе и не отпускало от первой до последней минуты. Так и французский дуэт заставляет смотреть на себя в каждую секунду танца, и каждый момент их программы по-своему разнообразен и интересен.

На мой взгляд, если Саша и Иван возьмут на вооружение, что «транзишн», связки между элементами должны быть более витиеватыми, насыщенными в программе, то пара от этого только выиграет. Все остальное у наших танцоров есть. Они потрясающе музыкальны, яркие, эмоциональные, владеют необычными элементами, но с «транзишн» пока не все так хорошо, как у конкурентов.

И еще один нюанс, на который хотелось бы обратить внимание. Степанова – Букин – пара молодая. В силу этого, пока им немного не хватает достаточного опыта душевной и эмоциональной зрелости. Это не беда, опыт придет. Попробую развить свою мысль: если в детстве мы все  разделяем на «хорошо» и «плохо», на белое и черное, то с годами начинаем осознавать, что между этими понятиями существует целая палитра красок и нюансов. И вот над этой палитрой эмоций, чувств, полутонов я бы тоже порекомендовала ребятам поработать.

Наша новая пара, хотя это непривычно звучит, Елена Ильиных – Руслан Жиганшин закончили шведский чемпионат близко к пьедесталу. Давайте поговорим о них.

Ждать чудес от пары, где танцоры еще и года не выступают вместе, по крайней мере, наивно. Танцы -- очень сложно-координационный вид спорта, и партнеры катаются в плотных позициях друг с другом. Это как часовой механизм, где каждый винтик должен притереться. Так и танцорам в паре необходимо на уровне интуиции чувствовать партнера, ощущать, где, в какой момент находится рука. К сожалению, это нарабатывается годами. И это самое сложное в танцах. Поэтому требовать от нового дуэта, чтобы ребята стабильно выступали от турнира к турниру, проблематично. Но уже сегодня ясно одно – пара Ильиных – Жиганшин получилась яркая, многообещающая, со своим лицом. За эти месяцы очень прибавил Руслан.

Но на сегодняшний день ребятам трудно демонстрировать на каждом старте максимум по той причине, что они пока не совсем уверены друг в друге. Им нужно кататься, нужно работать. Безусловно, их катание улучшается, о чем говорят оценки. Да и судьи сходятся во мнении, что прогресс есть. Просто Лене и Руслану необходимо дать время, чтобы все отшлифовать и стать по-настоящему парой.

Ксения Монько – Кирилл Халявин?

За Ксенией и Кириллом я наблюдаю давно. Технически это сильная пара, у которой есть все. Очень хороший уровень катания, прекрасный уровень презентации. Чего им недостает? В этом дуэте хотелось бы видеть больше взаимодействия, эмоционального контакта, игры между партнерами, «сюжетности», раскованного свободного корпуса… Пока же заметно, что ребята работают.

Чем отличаются профессионалы: на них смотришь и наслаждаешься. У настоящих мастеров настолько уверенное катание, что они могут позволить себе свободу «верха», жеста, эмоций. Чтобы это получалось, требуется время, опыт. Но Монько – Халявин прибавляют. Если раньше эта пара отличалась нестабильностью во время соревнований, они часто срывали элементы, то за последний год выросли, обрели уверенность в своих силах.

К сожалению, на чемпионате Европы в коротком танце у этого дуэта не все задалось, хотя произвольную программу они откатали очень достойно. Это была серьезная заявка на хороший результат. Но когда пара занимает места за десяткой, то ее очень сложно сравнивать с другими конкурентами. Хотя, повторюсь, что эта пара имеет потенциал, и при стабильном катании может рассчитывать на самые высокие места.

Как бы вы охарактеризовали в целом ситуацию в российских танцах?

Если выступления танцевальных дуэтов на первенстве России вселяет оптимизм, то итоги чемпионата Европы вызывают сдержанные эмоции. Да, в России есть хорошие пары, но надо понимать, что и наши притязания достаточно высоки.

На данный момент мы имеем молодой дуэт Степанову – Букина, который только вливается в элиту мирового фигурного катания. Есть вновь созданные пары Ильиных – Жиганшин и Синицина-Кацалапов, с похожими проблемами. Плюс недостаточно стабильные Монько – Халявин, которые постепенно обретают уверенность в своих силах.

Честно говоря, мне очень жаль, что ситуация в наших танцах разворачивается таким образом, и в новом олимпийском цикле приходится все начинать с начала, хотя еще недавно все было хорошо и внушало уверенность. Если раньше мы считали, что в этом четырехлетии пойдем широким фронтом, так как имели две выдающиеся пары и замечательные молодые дуэты, которые могли заявлять о себе и расти, располагая на это временем, то сейчас картина иная. Неприятности со здоровьем Соловьева, из-за которых пара Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьев пропустила весь этот сезон, распад двух дуэтов разрушили разумно выстроенную конструкцию, которая вселяла оптимизм. Сейчас такой уверенности и оптимизма нет. Есть хорошие пары. Другое дело, что все упирается в уровень наших притязаний. Боюсь, что на данный момент он несколько выше, чем мы можем себе позволить.

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлия КОМАРОВА

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки