На первом этапе российской серии Гран-при в Уфе выступит фигурист из Петербурга Андрей Мозалёв. На контрольных прокатах в «Мегаспорте» спортсмен представил новые программы, объединенные одной темой, что подчеркивалось костюмами.

Об идее программ, форме и содержании, сходстве и различии фигурного катания и балета, а также публичности и социальной ответственности -- в интервью Андрея Мозалёва, его тренера Кирилла Давыденко и хореографа Дениса Лунина.

-- Каждый сезон вы представляете интересные программы, с необычными сюжетами, подбором музыки. Как удается делать постановки, способные удивить?

А.М. – В нашей команде не один человек, и каждый привносит, предлагает что-то своё. Музыку для новой короткой программы предложил Денис, мне она понравилась, и так родилась идея с короткой и произвольной программой как две главы одной книги.

Mosalev1

Д.Л. – Мы оттолкнулись от образа ангела, которого изгоняют на землю. Это первая часть. А вторая – на земле он учится жить среди людей и через любовь, сострадание, надежду и веру пытается найти своё место. Общая тема обеих программ – это поиски себя, путь к самому себе.

-- Это подчеркивается костюмами, которые сделаны в одном стилистическом решении. Костюмы в чем-то схожи, но разные. Можете пояснить.

Д.Л. – Нашу идею реализовала дизайнер Мария Евстигнеева. Мы очень долго думали, выбирали. Крылья на пиджаке - отсылка к образу ангела. Сам по себе старинный шрифт – стилизация. Это не фраза, не цитата, там нет никакого смысла. Это просто имитация шрифта под старинные книги, что нужно для раскрытия образа. 

DavydenkoLunin

-- Идея сделать две программы, объединенные одной темой, была и раньше. Например, в своё время Денис Тен катал программы о пианисте.

К.Д. – Но у Дениса произвольная программа была продолжением короткой.

А.М. – А у нас это две отдельные истории, как законченные серии в сериале.

-- В фигурном катании история, сюжет, безусловно, важны для артистического выражение, но техническую составляющую никто не отменял. При чистом прокате и программа выглядит интересно, а если катание с ошибками, то зрелищность уходит.

А.М. – Не всегда даже при чистом прокате программа смотрится. Я люблю, когда в программе есть смысл.

К.Д. – Я согласен с Андреем. Программа без смысла выглядит скучно, она не цепляет. Но всё верно, помимо того, что фигурное катание – искусство, это и спорт. Раскрытие содержания программы должно быть соединено с качественно исполненными элементами – прыжками, вращениями, дорожкой шагов… Вот тогда это смотрится как «произведение». А если что-то вылетает, смысл программы теряется.

Mosalev10

Я всегда привожу такой пример. Пришли вы в Мариинский театр на балет, где танцует ведущий танцор труппы. И вот он делает движение – пошатнулся, другое – грубо говоря, поскользнулся. Какое у вас будет послевкусие после просмотра? В балете ведь тоже есть техническая составляющая, и она очень сложная. Парные элементы, одиночные прыжки… Всё это отточено до совершенства. Это спортивная составляющая балета.

А есть вторая часть – философия, смысл постановки, что не всегда бывает сразу понятно. Но если это не читается сразу, то что? Ставить простые балеты как на детских утренниках, чтобы было всё ясно абсолютном всем?

-- Это вы о содержании новых программ Андрея?

К.Д. – И это тоже. Продолжу свою мысль. Балет в среднем длится два часа. Короткая программа фигуристов – 2 мин. 50 сек., произвольная – 4.30. В балете есть декорации, своего рода подсказки, в фигурном катании только лёд. Программа фигуристов ограничена по времени и за этот промежуток нужно постараться раскрыть сюжет. Два часа и несколько минут – это разная физическая и эмоциональная нагрузка, но общим в балете и фигурном катании остается одно – когда за время программы удается объединить содержание и форму – это смотрится круто. И я как тренер стремлюсь к этому, и от своих взглядов не отойду. Хочется добиваться от своих спортсменов, чтобы форма была на уровне содержания, и тогда это будет здорово.

Mosalev11

-- И всё-таки, балет – это искусство, а фигурное катание – спорт. Так ли нужен ли в программах фигуристов глубокий сюжет?

К.Д. – Нужен и объясню почему. Отличие фигурного катания от балета в том, что у нас есть оценочная составляющая. В балете за каждый виртуозно исполненный элемент танцоров награждают аплодисментами, в фигурном катании спортсмен еще и получает за это оценки. Конечно, среди балетных также проводятся конкурсы, где тоже есть судейство, но я веду речь о балетных постановках на сцене. Разве балет, как я уже сказал, с его прыжками, сложными танцевальными элементами -- не спорт? Ведь даже во многих клиниках есть отделения спортивно-балетной травмы. Танцоры также испытывают колоссальные нагрузки во время репетиций, выступлений, как и фигуристы. Это подтверждает мои мысли, что балет – это тоже спорт и что у балета и фигурного катания много общего. Поэтому как в балете, так и в программах фигуристов я бы хотел видеть не только классное исполнение элементов, но и глубокие темы, их раскрытие. Я считаю, что представители фигурного катания как вида спорта, близкого к искусству, должны нести культуру в массы, образовывать зрителей, поднимать их культурный уровень своими программами, содержанием программ.

Mosalev5

Д.Л. – Потому что в фигурном катании достаточно много из года в год повторяющихся музыкальных композиций, похожий идей, а хочется нового, интересного и необычного.

К.Д. – Чтобы зрители тоже задумывались над содержанием программ. Но я еще раз повторю, это будет красиво при сочетании содержания и формы, когда, исполняя программы со сложным контентом, спортсмен не выходил бы из образа. А лёд – не паркет и приземляется фигурист на лезвие, а не на стопу, и это в определенном смысле рискованнее.

Фигурное катание – сложнокоординационный вид спорта и для исполнения четверных необходима тонкая мышечная координация. Любой момент, как неуверенность или что-то еще, влияет, влечет за собой ошибки. Избежать этого можно только качественной работой на тренировках. Другого рецепта нет. Количество должно перерастать в качество. И количество не в смысле «больше», а в смысле качества этого количества. Пусть даже меньше, но качественнее. Не знаю, понятно ли я объяснил, но это так.

Mosalev

-- Вы сказали, что представители фигурного катания должны нести культуру в массы, что предполагает социальную ответственность. Спортсмены – публичные люди, для многих болельщиков они становятся кумирами, им начинают подражать. Что для вас понятие «публичность»?

К.Д. – Публичность – это ответственность перед теми, кто за тебя болеет, кому нравится твоё катание. Это ответственность в тренировках и как следствие ответственность за реализацию тренировочной работы на соревнованиях, потому что люди за тебя переживают, отдают свою энергию, и ты должен их этой энергией, обратной связью, напитать в виде хорошего катания.

Это и ответственность перед теми, кто рядом с тобой тренируется, потому что для молодых спортсменов ты являешься примером и должен отдавать отчёт в том, как себя вести.

Публичность – это не то, что выложить постик в сторис, в каком ресторане ты сегодня поел. Это чушь. Публичность - это то, что ты делаешь, как говоришь, общаешься с публикой, прессой… И важно, чтобы твои слова не расходились с делом.

DavydenkoMosalevLunin

-- Кирилл Анатольевич, вы критично настроены к соцсетям.

К.Д. – Все хорошо в меру. Если тебя нет в соцсетях, то хуже ты от этого не станешь, если будешь хорошо делать своё дело.

-- Андрей, ты же ведешь свои соцсети?

А.М. – Скажем так, мне помогает вести моя фан-группа. Мы довольно тесно общаемся. Это очень креативные люди. Кстати, они во многом помогли нам с либретто моих новых программ. Такое общение мне лично помогает.

-- Ты выступишь на этапах Гран-при в Уфе и Самаре. А что по поводу турнира шоу-программ? Не так давно был несколько странный комментарий от тебя.

А.М. – В прошлом сезоне турнир шоу-программ проводился впервые, и были непонятные моменты. Мы посчитали, что надо показать на этом турнире какие-то эксклюзивные вещи, то, что не делает никто. Но, видимо, не до конца, наверное, поняли. Если в этом сезоне нас пригласят на этот турнир, конечно, я буду участвовать. Очень надеюсь, всё получится.

-- Успехов и удачи.

Ольга ЕРМОЛИНА

На снимке: Андрей Мозалев, тренер Кирилл Давыденко, Андрей Мозалев и хореограф Денис Лунин.

Фото Юлии КОМАРОВОЙ и Ольги ЕРМОЛИНОЙ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки