Марк Кондратюк: «Все медали и награды не являются для меня самоцелью»
Выступление Марка Кондратюка в Санкт-Петербурге на арене «Юбилейного» стало одним из самых ярких моментов контрольных прокатов фигуристов сборной России. В произвольной программе ученик тренера Светланы Соколовской прыгнул пять четверных и два тройных акселя, «приправив» это всё невероятной энергетикой и артистизмом, которого Марку не занимать!
На этой неделе Марк Кондратюк одержал свою первую победу в новом сезоне на турнире «Памяти олимпийского чемпиона Сергея Гринькова» в Москве.
Об идеях и создании новых программ, написании своих картин, гранях характера и многом другом -- в интервью бронзового призера командных соревнований Олимпийских игр в Пекине-2022, чемпиона Европы и России, обладателя других наград, фигуриста Марка КОНДРАТЮКА.
-- Начало этого сезона резко контрастировало со стартом прошлого. На прокатах в Петербурге в произвольной программе ты прыгнул пять четверных – лутц, флип, тулуп и два сальхова плюс два тройных акселя. Что явилось переломным моментом? Возможно, год назад мешала неопределенность в дальнейших планах?
-- Касаемо продолжения спортивной карьеры, никакой неопределенности не было и нет. Я четко знаю, что хочу кататься, и буду это делать, пока фигурное катание мне доставляет удовольствие, пока позволяет здоровье, пока я чувствую себя счастливым на льду.
А про начало прошлого сезона… Как бы банально это ни звучало, тогда просто не получалось. Проблемы случались, скорее, на соревнованиях. Я был неплохо и даже хорошо готов к соревнованиям, но в моменте что-то происходило, именно в самом прокате.
-- Надо было набрать форму, чтобы войти в привычную колею?
-- Возможно. Я не могу сказать, почему так происходило. К концу сезона на Спартакиаде всё сложилось хорошо. Во-первых, я был хорошо готов. Во-вторых, каких-то проблем, касаемо соревнований у меня не было. И в третьих, я был уверен в себе, и для меня это было очень неожиданно. Оба дня соревнований я просыпался с мыслью, что у меня всё будет хорошо. Обычно такого не происходит. Я оставляю толику сомнений всегда, что бы я ни делал, чем бы ни занимался. А вот на Спартакиаде меня удивляло, что я так хорошо себя ощущаю. И это совпало с тем, как всё закончилось.
-- Третий сезон, как у российских спортсменов нет международных стартов. Ты участвовал в Олимпиаде, чемпионате Европы, международных турнирах, поэтому, наверное, тебе сложнее было перенастроить себя. В чем ты находишь мотивацию?
-- Все медали и награды не являются для меня самоцелью. Я множество раз говорил, что люблю своё дело и мне непринципиально, где буду показывать своё мастерство. Если завтра скажут, что мы едем на международные соревнования, то я, безусловно, буду рад. Я бы с удовольствием оказался вновь на международных турнирах. Но если их не будет, глобально моя жизнь никак не поменяется. Еще раз скажу: мне нравится моё дело, я постоянно самосовершенствуюсь в нем и у меня есть свои личные цели, которые я хочу достичь, пока я занимаюсь этим, пока мне позволяют возможности и здоровье.
-- Неопределенность с олимпийскими командными медалями, а это тянулось достаточно долго, сильно выбивала?
-- Ситуация была довольно двоякая. Поскольку всё это затягивалось, то, с одной стороны, в какой-то степени я привык к существованию под «домокловым мечом», что он висит, вроде не мешает, но ты знаешь, что он всегда рядом и в любой момент может опуститься.
-- Как ружье, которое висит на стене и может выстрелить.
-- Да, пусть лучше это сравнение с ружьем. Вопрос лишь в том, какие последствия будут от выстрела? Попадет пуля в стену, разобьет окно или, не дай Бог, кого-то заденет…
Об окончательном решении я узнал на свадьбе Насти Губановой и Ромы Галая. Именно в тот момент, когда всем нужно было подойти к алтарю, где ожидали жених и невеста, мне сказали, что у нашей команды осталась бронзовая медаль. Пока со всеми шел к алтарю, то в первые секунды от услышанного пребывал в «прострации», но постарался успокоиться, потому что не имел права на таком торжестве отвлекаться на личные моменты. И уже после церемонии, когда все направились в зал, я минут тридцать просто ходил по набережной, мне нужно было осмыслить все происходящее.
-- Как бы там ни было, быть в призерах Олимпийских игр – значимое и серьезное достижение, которое дает уверенность и это абсолютно точно скажется в дальнейшем. Какой была подготовка к этому сезону, расскажи о новых программах?
-- Начну с короткой. Еще в прошлом сезоне у меня была идея взять не какую-то конкретную музыку, а выбрать музыкальный стиль, спектр музыкантов, под сочинения которых хотелось бы поставить программу -- очень яркую и очень динамичную, потому что я чувствую в себе силы кататься мощно, динамично. Мне кажется, что каждому фигуристу присущ свой стиль, но, наверное, большинство все-таки тяготеет к лирике. Приведу пример Димы Алиева – он невероятно органичен и очень красив в своём лирическом настроении. И если мы с ним поменяемся ролями, то, скорее всего, будем выглядеть чуточку хуже, чем когда каждый находится в своей нише.
У меня не было конкретной композиции для новой короткой. Я высказал идею, концепцию и вместе со Светланой Владимировной (Соколовской – прим.) и постановщиком Никитой Михайловым мы искали уже произведения, которые отвечают идее, сами по себе хорошо звучат и в совокупности дают нужный эффект, когда из ничего в финале появляется всё.
-- И в итоге выбрали…
-- Композицию «Bangarang» Скриллекса. Лет десять назад Скриллекс был суперзвездой в своём жанре и до сих пор остается одним из ведущих ди-джеев мира. Я не могу с ходу назвать много других музыкальный композиций, которые по динамике были ярче, сильнее, быстрее, чем то, что катаю я. В этой программе нет концептуальной идеи, как в программе с сюжетом. Это, скорее, вызов, мол, смотрите: так тоже можно!
А произвольная программа поставлена на музыку (Nagada Sang, DHOL), под которую в своё время катались Максим Траньков с Татьяной Волосожар. Из недавнего – Настя Губанова с этой музыкой на индийские мотивы выиграла чемпионат Европы.
Довольно часто я катаю программы с «национальной историей» в том смысле, что у меня была и восточная музыка, и испанская, и под еврейскую в детстве катал… Но в этом сезоне мне захотелось попробовать сделать произвольную чуть более динамичной, чем раньше, потому что мои программы были яркими, но всё это усиливалось к финалу. В этом была фишка – спокойствие, спокойствие, которое в конце выходило на пик истории, и музыкальной, и эмоциональной. Это была яркая точка в конце. А мне хотелось, чтобы было яркое «троеточие» на протяжении большей части программы. Не всей, безусловно, но большей.
-- Чтобы выкатать такие динамичные программы, надо физически быть хорошо подготовленным. Как строились тренировки в межсезонье с учётом этой задачи?
-- У нас были две поездки на сборы. Сначала в Казахстан, Алматы, потом в Кисловодск, где мы провели месяц. Плюс подготовка в Москве непосредственно к прокатам. Я больше катал программы целиком, по сути, ежедневно. Раньше это делал в большей степени частями и периодами.
-- В конце сезона на турнире шоу-программ ты предстал в образе художника, что фактически твоё второе я. Продолжаешь ли писать картины и не поменял ли твой стиль?
-- Пейзажистом точно не стал. Но пишу я не так и не то, что показал на «Русском вызове». Там это был всплеск эмоций и часть театрального действа. При написании картин я придерживаюсь своего выбранного стиля. Даже на сборы возил с собой холсты, маркеры, скотчи… Чтобы всё это уместить, брал два чемодана вместо одного. В номере скотчем клеил холсты к стене – получался такой «произвольный» мольберт. В Казахстане у меня был уютный балкончик, по периметру которого висело около десяти холстов. Когда было время, я подходил к каждому, что-то дорисовывал. Шел на тренировку, возвращался вечером и опять рисовал. Так постепенно картины обрастали новыми деталями и элементами.
-- Ты творческий человек – художник, и фигурное катание, то, чем занимаешься, можно назвать искусством. С другой стороны, ты учишься на экономическом факультете московского вуза. Как это сочетается в тебе? Ведь бытует мнение, что творческие личности -- «не от мира сего», а прагматикам чуждо возвышенное?
-- Я такой, какой есть. В чем-то прагматик. Много всего записываю, структурирую, у меня десятки записей, заметок с различной информацией относительно планов и дел. С другой стороны, я человек творческий, свободно относящийся ко многим вещам. И это как-то уживается во мне. Сложности возникают тогда, когда сталкиваюсь с чем-то новым, и мне нужно время, чтобы понять, как я к этому относиться, прагматично или творчески.
-- Наверное, это и создает гармонию, потому что различия часто дополняют друг друга.
-- Отчасти, да. Мне кажется, чем сложнее человек, тем он интереснее. Я имею в виду, сложнее в плане внутреннего наполнения. Такие люди порой сложны в общении, с ними непросто контактировать, но я вижу и чувствую в них глубину и этим они мне интересны. И неважно, чем эти люди занимаются, будь то искусствоведы, нумизматы, юристы, спортсмены, кто угодно, люди самых разных профессий. Мне интересно быть с ними рядом, потому что у людей глубоких, внутренне наполненных, всегда можно что-то почерпнуть.
-- Удачи!
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Марии ЕВТЕЕВОЙ, Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА