Танцевальные дуэты группы Марии Боровиковой и Дениса Самохина тренируются в подмосковной Балашихе.

Расположенный в центре города, рядом с городским парком, современный ледовый дворец, с просторными фойе, удобными залами для хореографии и ОФП – это отличные условия для подготовки фигуристов.

Но главное – профессиональная команда, в которой помимо Марии Валерьевны и Дениса Эдуардовича, работают тренер Никита Назаров, хореограф Николай Никонов, другие специалисты.

Об итогах сезона, учениках, изменениях в правилах и предложениях по организации соревнований в новом сезоне с учетом изменившейся ситуации, рассказали тренеры Мария Боровикова и Денис Самохин.

-- Итоги сезона: что получилось, что нет?

М.Б.: Сезон получился удачным. Были интересные постановки. Все программы нам удалось показать судьям на этапах Кубка России. Ведущие наши пары приняли участие в Гран-при – Лиза Худайбердиева с Егором Базиным выступили на взрослом этапе в Сочи, Алиса Овсянкина с Матвеем Самохиным – на юниорском Гран-при в Красноярске, чего мы даже не ожидали. Много стартов было у юниорской пары Анна Коломенская – Артем Фролов. И по итогам эти дуэты вошли кандидатами в сборные страны.

-- Лиза Худайбердиева – Егор Базин стали третьими на чемпионате России, и это их первый значимый успех за два совместных сезона. Можете подробнее рассказать об этой паре.

Д.С. -- Для Лизы с Егором этот сезон был очень сложный, потому что они являлись первыми запасными на Олимпийские игры. Вместе со сборной мы были на предолимпийском сборе в Красноярске, затем продолжили готовиться в Москве. Быть запасными - означало держать форму до самого конца. И сложность состояла в том, что мы подводили ребят не только к Олимпиаде, но и к чемпионату мира, потому что было непонятно, кто после Пекина поедет в Монпелье.

KhudaiberdievBazinNNikonovTraining

Все, что связано с неопределенностью, сложно выдерживать психологически. Ребята держали форму практически до личного олимпийского турнира танцоров, так как неопределенной оставалась ситуация у Саши с Ваней (Степанова – Букин – прим.). Выдохнули на короткий срок, пока шли эти соревнования и затем снова набирали форму перед чемпионатом мира, куда в итоге российские фигуристы, к сожалению, не поехали из-за сложившейся ситуации.

Так что для ребят это был реально сложный сезон. Но мы довольны, что Лиза с Егором стали бронзовыми призерами чемпионата России, попали в основу сборной. Для них, несомненно, это шаг вперед.

Посмотрим, что будет в следующем году. Надеемся на позитивные изменения и разумные решения. В любом случае готовимся. Лиза с Егором полны мотивации, хотят продолжать, хотят, даже если не будет международных турниров, показывать себя на стартах внутри России, завоевывать свое место.

-- В чем Худайбердиева - Базин реально улучшились?

М.Б. – На мой взгляд, они уже намного лучше чувствуют и понимают друг друга. Я часто присутствую на наших занятиях по актерскому мастерству и могу сравнивать, насколько они изменились. Особенно это касается Егора. Он был немножечко зажат, а сейчас появилась уверенность, я бы даже сказала, некая вальяжность. Когда они с Лизой разыгрывают этюды, то Егор сразу вживается в роль.

LKhudaiberdievaTrainingMai22

Лиза раскрылась. Наверное, замужество помогло ей почувствовать себя особенной. Педагог по актерскому мастерству ребят хвалит. И это, кстати, видно на льду. Они с удовольствием делают все то, что им предлагают.

Д.С. – Егора я вижу каждый день и замечаю произошедшие в нем перемены. Даже его тренеры из Тольятти мне об этом сказали. Ребята на самом деле сделали большой скачок, но так и должно было быть у спортсменов, которые хотят идти дальше. Как правило, период скатывания занимает 2-3 года, после чего уже можно «лепить» что-то более серьезное.

Когда пара скаталась, то начинается качественная работа над «мелочами» – взаимодействие партнеров, корпус и так далее, потому что уже не приходится думать, кто куда поехал, что делает, чтобы подстраиваться под партнера. Они уже чувствуют «локоть» друг друга и появляется возможность прогрессировать, развиваться, становиться профессиональной парой более высокого уровня.

- Означает ли это, что они уже готовы для абсолютно любых программ?

Д.С. – Они двигаются вперед. Но этим надо заниматься. Совершенствовать не только профессиональные навыки, но и пополнять культурный багаж. Ходить на балет, шоу, спектакли, потому что это неотъемлемая составляющая фигурного катания. Что отличает программы опытных пар? Глубина. Надо работать в и в этом направлении. Время у Лизы с Егором есть. Пример Такахаши, который только недавно начал свою карьеру в танцах.

EBazinDSamokinTrainingMai22

М.Б. – Мне кажется, за этот сезон все ребята нашей группы прибавили и в технике, и в артистизме. Актерским мастерством мы занимаемся каждую неделю с педагогом Анной Сергеевной Одинцовой, которая работает со многими профессиональными актерами театра Олега Табакова. У нее разработана своя методика и техника, которая позволяет не только быстро запоминать необходимые вещи, но и выражать эмоции на льду, оставаясь при этом предельно концентрированным на прокате, не реагировать на отвлекающие и раздражающие факторы перед стартом. Одновременно учит расслабляться, уходить от негатива.

Для чего это нужно? Из четырех видов фигурного катания танцы на льду наиболее близки к искусству. Танцевальную программу нельзя скатать «механически», спортсмены должны понимать, о чем она, что означает каждое движение. А в этом помогает культура, знания. Поэтому даже во время пандемии, когда невозможно было посещение театров, мы с ребятами смотрели много постановок, шоу по видео. Составляли даже расписание, писали в группу, что сегодня все смотрим «Спящую красавицу», завтра «Цирк дю Соллей»…

Д.С. – Кстати, много занимались теорией. Штудировали правила. Я составлял вопросы, давал час времени, ребятам разрешалось пользоваться любой литературой, главное найти ответы. И это тоже очень помогает, потому что спортсмен сам вникает в правила и понимает, где допустил ошибку. А то, бывает, даже опытный фигурист затрудняется ответить, что не так. Проще всего, обижаться на судей. Но тогда сложнее исправить свои недочеты.

KhudaiberdievaBazinMai22

-- Вы сами ставите новые программы Лизе и Егору?

Д.С. – Поначалу была идея обратиться зарубежным постановщикам, хотелось посотрудничать. Но из-за сложившейся ситуации это сложно осуществить, поэтому решили делать сами. Заканчиваем компоновку музыки для ритм-танца. Музыку для произвольной программы нашли Лиза с Егором. Мы рассматривали несколько вариантов, но они предложили свой. Всем понравилось.

Макет произвольного танца готов. В этот раз мы ушли от конкретной истории. Новую произвольную программу хочется сделать разностилевой. Одна часть – танцевальная, вторая в стиле контемпорари, а третья ближе к классике.

-- Этот сезон Лиза с Егором начали с новой произвольной программой, но затем вернулись к предыдущей. Почему?

Д.С. – Потому что у ребят продолжался процесс скатывания, и мы не смогли донести ту глубокую историю, которая задумывалась.

М.Б. – Когда делаешь программу с глубоким сюжетом, то во время выступления уже нельзя думать о катании, программу нужно проживать.

Д.С. – Мы ориентировались на мнения судей, которые советовали сделать именно так. Доработали то, что начали в прошлом году и катали прежнюю программу. Судя по результатам, это было правильное решение.

KolomenskaiaFrolovMBorovikova

-- Ваши юниорские пары?

М.Б. – Что касается юниорских пар, то на данный момент – это Алиса Овсянкина с Матвеем Самохиным и Аня Коломенская – Артем Фролов. Алисе с Матвеем произвольную программу мы уже практически поставили. Программа получается интересная, но расскажем об этом перед контрольными прокатами. У Ани с Артемом постановка в процессе, потому что ребята поздно закончили сезон. Катались на первенстве России старшего возраста, 1-го мая выступали в Екатеринбурге, выполняли мастеров спорта. Сейчас будет время поработать над новыми постановками.

-- Наблюдая за тренировкой Алисы и Матвея, кажется, он очень вырос и возмужал. Верно?

М.Б. – Они оба выросли. И она, и он. Хорошо, что растут равномерно. Матвей даже чуть быстрее. Когда они встали в пару, то были одного роста. Алиса казалась немного выше, но за два года Матвей вырос на 30 сантиметров, действительно, возмужал. Сейчас делает все поддержки. Надежно. «Стоит» как вкопанный.

В этом сезоне ребята выполнили абсолютно все свои задачи, попали в юниорскую сборную. В начале сезона им посчастливилось участвовать в Гран-при в Красноярске. Они заменили пару, которая травмировалась. Все произошло неожиданно, но для Алисы с Матвеем это стало событием, что они едут на Гран-при. Для них было важно само участие в таком турнире, выступление на международном уровне. Судя по отзывам, произвели приятное впечатление на судей.

-- Это дало им толчок вперед?

М.Б. – Очень большой. Это стало заметно по их отдаче, дальнейшим выступлениям в сезоне.

OvsiankinaSamokhinMai22

-- Не секрет, что Матвей – ваш сын. Сложно тренировать собственного ребенка?

М.Б. – Очень легко.

-- Многие говорят, наоборот.

Д.С. – Мне тоже об этом многие говорили, но, видимо, сложился некий стереотип. Когда я тренировался у своего отца, для меня это было лучшее время.

М.Б. – У меня с Матвеем близкая связь и взаимопонимание. Порой фразу не успеешь договорить, а он уже все понял. И с Алисой мы друг друга понимаем – сложились как паззл. Тут ведь все зависит от желания спортсменов.

Д.С. – Как раз хотел об этом сказать. Это в первую очередь. Если спортсмен не хочет, то не важно, твой он ребенок или нет. Ты же не пойдешь сам за него кататься. Как правильно сказала Инна Гончаренко: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Матвей сам хочет тренироваться, его не надо заставлять.

М.Б. – Мне легко с ним, потому что я могу контролировать его и вне льда, что он делает, какая нагрузка на учебу, соревнования. Я знаю, как все правильно разложить, распределить. Слежу за его питанием, отдыхом. Если нужно дополнительно потренироваться, то в выходной он идет подкачаться, побегать.

Матвей с удовольствием занимается всем, что ему интересно. Например, иностранными языками. У него хороший английский, сейчас учит китайский. Матвей учится в лингвистическом классе международной школы. Кстати, посещает занятия. Редко, но ходит в школу, не на домашнем обучении. Он очень быстро все схватывает. Отличная память. Иногда я удивляюсь, как ему легко удается все делать и везде успевать.

OvsiankinaSamokhinMBorovikovaTrainingMai22

Д.С. – Матвея не нужно тянуть или подталкивать. Это его желание. А с таким настроем и характером можно многого добиться.

М.Б. – Еще одна наша юниорская пара Аня Коломенская -- Артем Фролов только в начале этого сезона встали в пару. Аня тренировалась у нас 5 лет. Артем перешел в нашу группу от тренера Алексея Горшкова. Как партнеры, ребята очень подошли друг другу и по фигуре, и по характерам. Они довольно быстро пошли вперед, главным образом, за счет своей работоспособности. Весь сезон выступали практически нон-стоп.

Д.С. – Большой объем работы сделали.

-- А что с другими вашими юниорскими парами?

М.Б. – В начале сезона у нас начинали кататься Катя Каташинская с Матвеем Грачевым и Саша Васькович с Никой Дайнеко. До этого Катя Каташинская выступала с Сашей Васьковичем, и, видимо, соперничество между бывшими партнерами сыграло негативную роль. Саша не смог кататься в нашей группе.

Д.С. – Он хотел выступать по взрослым, постоянно говорил о своем желании. Но как тренеры мы понимали, что его катание еще не дотягивает до взрослого уровня. Уговорили остаться на год в юниорах, попробовать с Никой, но не получилось. По сезону не все шло гладко, на первенство России они не отобрались. В итоге Саша принял решение поменять партнершу.

М.Б. – Распалась и вторая пара Катя Каташинская – Матвей Грачев. Понимаете, чтобы прогрессировать, нужно не только много работать, но и уметь получать удовольствие от этой работы. К сожалению, Матвей не привык к такому. Ему было тяжело весь сезон… Катя продолжает кататься у нас, ищет партнера.

KolomenskaiaFrolovTrainerTraining

-- А ваша грузинская пара Мария Казакова – Георгий Ревиа?

Д.С. – После чемпионата мира они отправились в Грузию. Потом поехали на постановку произвольной программы в Армению.

-- Почему туда?

Д.С. – К сожалению, проблема в том, что в Грузии льда нет. Программу им ставит Елена Соколова, которая специально прилетела из Петербурга на постановку программы. После этого, насколько нам известно, Маша с Гошой должны вернуться в Грузию, и в конце мая прилететь в Москву. Но все зависит от руководства грузинской федерации. Надеюсь, ребята присоединятся к нам на сборе, который начнется в 15 июня.

-- Где будет этот сбор?

Д.С. – Решили сбор проводить у себя на катке. С директором договорились. Залы, лед все есть. Обычно мы уезжаем на сборы, если возникают трудности со льдом. А тут 6-8 часов льда в день. Работы предстоит много. Ритм-танец нужно досконально разобрать. Много технических нюансов. У взрослых в ритм-танце обязательной части не будет, но все равно надо четко понимать требования и правила.

-- Как вы смотрите на отмену обязательной части ритм-танца?

Д.С. – Честно говоря, я расстроен, что убрали паттерн. В чем было основное отличие ритм-танца от произвольного, что первый можно назвать «техническим».

Когда отказались от обязательных танцев, потому что все катали одно и то же, и это было скучно, неинтересно для телевидения – это понятно. Когда в короткий танец, а затем ритмический добавили обязательную часть -- это было хорошо. Ведь на самом деле, где и как еще танцоры могут показать уровень катания? Кто-то возразит, что можно продемонстрировать в остальных элементах, кусках программы. Это да. Но в этом случае очень трудно сравнивать исполнение одних и тех же вещей, как это было в обязательной части, когда наглядно был виден уровень исполнения.

KhudaiberdievaazinTraining7

Чем танцы на льду отличаются от одиночного и парного катания? Слаженностью, работой в унисон, корпусом... Танцоры должны это уметь и показывать намного больше, чем фигуристы других видов. Но и это не все. Фигурное катание – это умение кататься. И есть примеры, когда даже лидеры демонстрируют прекрасное владение корпусом, но если опустить глаза, то некоторые катают большую часть программы на двух ногах. Понятно, это легче, чем кататься на одной, на скорости, на ребре… В общем, мне жаль, что убрали «обязаловку». Объективных факторов станет меньше. Правда, я слышал, это пробный эксперимент на год, а дальше будет видно. Но жизнь показывает, что нет ничего более постоянного, чем временное.

М.Б. – В паттерне сразу виден уровень пары. Едут партнеры в одну сторону или разные. Как конек идет, одинаково или нет. Позиции – близко или далеко друг от друга… И потом, ритм-танец – это ритм. Насколько спортсмен чувствует то, что делает. Одно дело в произвольном танце кататься под музыку, а другое – в паттерне катать музыку, ритм.

-- Танцорам и так было очень сложно совмещать выступления по юниорам и взрослым в одном сезоне. А как быть сейчас?

Д.С. – Будет чуть сложнее. Например, Аня Коломенская с Артемом Фроловым в этом сезоне катались по юниорам, а в конце, чтобы выполнить мастеров спорта, выступали по взрослым. Большую часть танца мы меняли.

М.Б. – Музыку оставили, чуть замедлили, чтобы соответствовать ритму, элементы поменяли. Конечно, у танцоров не часто практикуется выступать и там, и там. Но теперь, когда стили абсолютно разные, при необходимости придется ставить три танца. Но если есть желание -- сделаешь.

KolomenskaiaFrolovNNazarychevTraining

Д.С. – Сам по себе ритм-танец легче тем, что всё идет в одном рисунке, в одном круге. Можно поменять стиль исполнения, но связки оставить. Сейчас у взрослых partial step вообще облегчили до предела -- четыре шага на обоих партнеров…

Возможно, нововведения в ритм-танце у взрослых связаны с желанием сделать его более зрелищным. Но есть риск, что ритм-танец не сильно будет отличаться от произвольного.

-- Увидим. Сколько пар в общей сложности тренируется в вашей группе?

Д.С. – Четыре пары -- взрослые и юниоры, маленьких порядка 6 пар. В связи со сложившейся ситуацией многие тренеры будут делать акцент как раз на молодых, работать «вдолгую», как, впрочем, мы всегда делали. Но если у взрослых и юниоров в случае запрета выступать на международном уровне будут внутренние старты, то с разрядниками ситуация, мне кажется, сложней. Мы разговаривали с тренерами, и родилась идея, которую мы хотим обсудить с нашей федерацией, организовать свою российскую серию соревнований для фигуристов второго, первого разряда. Возможно, КМС, но не факт. Основное – это разрядники, у которых не так много соревнований. А если запустить такую серию по разным городам, то появится интерес у спортсменов и тренеров, и это позволит поддержать и удержать молодых фигуристов, чтобы они не заканчивали.

М.Б. – Главная цель такой серии дать возможность молодым танцорам, парникам, одиночникам соревноваться между собой.

TrainingsgruppeBalaschichaMai22

Д.С. -- Попытаться найти спонсоров, создать призовой фонд. Но главная идея, повторю, не столько призовые, сколько возможность соревноваться. Потому что в прошлые сезоны разрядники начинали стартовать на некоторых турнирах в августе, сентябре. А сейчас раньше ноября не получится.

Заинтересованность такая есть, многие готовы подключиться. Надо серьезно подумать.

-- Вынужденная изоляция российского спорта, если она продлится, скажется на уровне наших фигуристов?

Д.С. -- В техническом плане не скажется. Мы в любом случае будем придерживаться правил Международного союза конькобежцев (ISU). Все будут отслеживать турниры. И тренерский состав, и спортсмены, и руководство федерации, и судьи. Будем держать руку на пульсе. И потом, у нас такая большая внутренняя конкуренция, которая не позволит опустить уровень ниже. За это я не переживаю. А вот какой уровень будет у наших зарубежных коллег – вопрос. В отсутствии россиян они могут и подрасслабиться.

М.Б. – Мне кажется, взрослым спортсменам будет немного сложнее, чем юниорам, потому что у молодых все впереди. Сейчас непонятно, когда мы сможем выступать на международных чемпионатах. Но рано или поздно это произойдет. И надо быть настолько классными и сильными, чтобы не сдать своих позиций. Понятно, будет тяжело, но нужно кататься, для этого мы и работаем.

Д.С. – Если говорить конкретно о наших парах, то Матвею с Алисой в следующем сезоне надо стремиться быть в тройке на первенстве страны, а Лизе с Егором как минимум подтверждать свой результат на чемпионате России.

TrainerkollektivBalaschichaMai22

-- Гипотетически, что бы вы предложили поменять, добавить в наших соревнованиях, если не будет международных?

Д.С. – У нас уже есть опыт успешного проведения внутренних соревнований, как это было в период пандемии. Если не будет зарубежных чемпионатов, то в эти сроки, наверное, можно подумать и организовать шоу, но обязательно под эгидой нашей Федерации. Чтобы в них участвовала вся сборная, возможно, кто-то из юниоров. Для спортсменов это станет очень важным мотивирующим и объединяющим моментом. Это будет наша сборная команда.

Думаю, многие города с удовольствием примут и проведут у себя такие шоу. Например, каток в Балашихе это точно бы взял.

М.Б. – Потому что это важно и для привлечения детей в фигурное катание, и для понимания родителей.

Д.С. – Это было бы здорово для действующих спортсменов. И родители с детьми с удовольствием пришли бы на такие выступления. Фигурное катание в России сейчас очень популярно. Одними фигуристами нашей сборной можно запустить шоу часа на четыре.

-- Как поется в песне: «The Show Must Go On».

Д.С. – Абсолютно точно.

-- Спасибо за беседу.

Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ

Фото Татьяна ФЛАДЕ

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки