Легендарному фигуристу, двукратному олимпийскому чемпиону в парном катании, четырехкратному чемпиону мира и Европы Олегу Протопопову 16 июля -- 91 год! До недавнего времени Людмила Белоусова и Олег Протопопов не покидали лед, участвовали в показательных выступлениях, поражая поклонников фигурного катания своей беспримерной преданностью любимому делу – фигурному катанию.

Белоусова – Протопопов шесть раз побеждали на чемпионатах СССР (1962-1964, 1966-1968), четырежды становились чемпионами мира и Европы (1965-1968). Наивысшим достижением в их спортивной карьере стали блестящие победы на Олимпийских зимних играх 1964 и 1968 годов. После ухода из спорта в течение 4 лет Людмила и Олег работали в Ленинградском балете на льду. В сентябре 1979 года они были приглашены на показательные выступления в Швейцарию, где остались.

Вместе со своей супругой и партнершей Людмилой Белоусовой они стали первыми обладателями золотой олимпийской медали среди советских фигуристов. Первыми, а затем и четырехкратными чемпионами мира и Европы. Только даже такие титулы – не главное, когда речь идет об Олеге Протопопове. Вместе с Людмилой Белоусовой он кардинально изменил парное катание, максимально приблизив его к искусству.

BelousovaProtopopov9Мало кто знает, что будущий двукратный олимпийский чемпион окончил в Ленинграде институт иностранных языков и получил специальность преподавателя. Что в фигурное катание Олег Протопопов по современным меркам пришел довольно поздно – в 15 лет. Но последнему факту есть объяснение. Биографию Протопопова нельзя отделять от времени, в котором он жил.

В фигурном катании ленинградский школьник оказался, в общем-то, случайно. Детство Олега прошло в знаменитом Толстовском доме. Любой житель Санкт-Петербурга покажет вам это здание в стиле «северный модерн», занимающее практически целый квартал между улицей Рубинштейна и набережной Фонтанки. Мама будущего чемпиона, балерина Агния Груздева-Гротт, жила там вместе с мужем Дмитрием Цензором, сегодня уже почти забытым поэтом «Серебряного века». В начале ХХ века Цензор был популярен. Он участвовал в знаменитом кружке поэтов, куда входили Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов. Именно Цензор подарил пасынку первые коньки, а в блокаду, как всегда подчеркивал Протопопов, спас их с мамой от голодной смерти, вывезя из города.

Мама с детства прививала Олегу любовь к музыке, и в 15 лет он отправился в знаменитый Ленинградский Дворец пионеров записываться в музыкальный кружок. По какой-то причине его не приняли. Чувствуя себя совершенно несчастным, Олег забрел в дворцовый сад, где катались фигуристы, и попросился в секцию. Его приняли сразу же. Первым тренером Олега была Нина Васильевна Леплинская.

BelousovaProtopopov6

Цепочка счастливых случайностей не прерывалась и в дальнейшем. Когда матрос Протопопов проходил службу на флоте, тренер Иван Иванович Богоявленский добился его перевода в родной Ленинград. До этого Олег проходил службу сначала в Североморске, а затем в губе Грязной. Там было не до фигурного катания.

«В родном городе меня определили в боцманскую команду дивизии строящихся кораблей, – рассказывал Протопопов. – Служба была не сахар. Зато раз в неделю давали увольнительную на берег, и можно было тренироваться».

И не только тренироваться. В 1954 году в Москве на единственном тогда в СССР катке с искусственным льдом в Марьиной Роще проходил тренерский семинар, куда приехали специалисты со всей страны. Протопопова направили туда от Ленинграда. Белоусову туда же командировали руководители спортивного общества «Локомотив». Так случилось, что будущие двукратные олимпийские чемпионы были самыми молодыми среди участников семинара. Маститые тренеры поставили их демонстрировать парные элементы.

«Когда в работе семинара образовалось окно, мы с Людмилой решили попробовать еще что-то сделать на льду, – вспоминал Протопопов. – В этот момент нас увидел один из известных в ту пору тренеров и спросил: «Как долго вы катаетесь вместе?» Когда услышал, что полчаса, не поверил. Утверждал, что меньше чем за два года добиться такого взаимодействия невозможно.

BelousovaProtopopov

Вскоре Белоусова переехала в Ленинград, ведь Протопопов еще продолжал службу на флоте. В 1957 году они поженились, хотя, как уверяла Белоусова, поначалу никакого романа не было. Да и признаний в любви тоже. Гуляя по Невскому проспекту, они могли обсуждать фигурное катание и на виду у прохожих отрабатывать какие-то элементы. В их жизни было только фигурное катание.

«Они оба были фанатиками своего дела, но Олег особенно. Такие рождаются раз не в сто лет, а даже в двести», – вспоминала сестра Людмилы Белоусовой Раиса.

Путь к признанию пары Белоусова - Протопопов был долгим. Их победа на Олимпиаде-1964 стала настоящей сенсацией. Советские фигуристы опередили Морику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которые уже подписали профессиональный контракт в качестве олимпийских чемпионов. В Инсбруке даже продавались открытки с фото немецких фигуристов и соответствующей подписью…

Следующее четырехлетие стало звездным часом Белоусовой и Протопопова. Они создали и довели до совершенства стиль, который на долгие годы определил пути развития парного катания. Их программы «Грезы любви», «Размышление», «Лунная соната» до сих пор помнят поклонники фигурного катания, а юное поколение пересматривает видео.

В одном из интервью олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира и Европы в парном катании Алексей Уланов говорил, что большую роль в становлении пары Белоусова и Протопопов сыграла балетмейстер Галина Кениг. «Недооценивать роль балетмейстера в фигурном катании абсолютно неправильно. Стиль Белоусовой – Протопопова во многом создала Галина Евгеньевна Кениг – ученица легендарного танцовщика и балетмейстера Касьяна Ярославовича Голейзовского. Обладая обширными знаниями и будучи высоким профессионалом, она дала толчок Людмиле и Олегу, сыграв в их становлении большую роль. Программы фигуристов  «Грезы любви», «Лунная соната», на музыку Сергея Рахманинова родились во многом благодаря Кениг».

BelousovaProtopopov1

Много лет спустя, в 2002-м, в интервью на чемпионате Европы в Лозанне, Белоусова выделила из своих программ «Ноктюрн» Шопена, с которым они стали двукратными олимпийскими чемпионами в Гренобле. Протопопов назвал другую: «Перед самым отъездом из СССР мы подготовили номер «Смейся, паяц», – рассказал он. – Это был своеобразный протест против системы, в которой человек мог лишь смеяться или рыдать, но ничего не мог сделать. Мы долго исполняли этот номер, выступая в шоу Дика Баттона».

Отъезд фигуристов из Ленинграда в 1979 году скульптор Эрнст Неизвестный сравнил с перемещением на Запад скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Нельзя было назвать двукратных олимпийских чемпионов диссидентами в привычном понимании этого слова. Они просто не могли без фигурного катания, а реализоваться так, как они хотели, в спорте, а позднее – в Ленинградском балете на льду им не давали.

Были ли они счастливы, обосновавшись в швейцарском Гриндельвальде? Во всех интервью Людмила и Олег уверяли, что да. Они были вместе, были востребованы в профессиональных шоу, а когда Олегу Алексеевичу исполнилось 65 лет, сделали, пожалуй, самое сенсационное заявление за всю свою ледовую карьеру, сообщив, что собираются вернуться в любители, чтобы выступить… на Олимпийских играх-1998 в Нагано. Фигуристы ссылались на правила Международного союза конькобежцев (ISU), которые не ограничивали верхний возраст спортсменов, а поскольку на лед они продолжали выходить практически ежедневно, утверждали, что выучить все обязательные элементы короткой программы им вполне по силам.

BelousovaProtopopov8

«В Швейцарской сборной нет ни одной спортивной пары, так что здесь нам не с кем конкурировать, а место, которое мы можем занять в Нагано, нас абсолютно не интересует. Мы хотим показать миру, что, когда занимаешься любимым делом, предела человеческим возможностям не существует», – утверждали олимпийские чемпионы, в итоге так и не сумевшие реализовать эту идею из-за бюрократических проблем.

В Санкт-Петербург они не приезжали долго. Может быть, подобно Иосифу Бродскому, боялись не найти там свой Ленинград. Ведь в свое время они были кумирами города. Их портреты сметались, едва появившись в продаже. Многие ленинградские поклонники фигурного катания выросли на их выступлениях.

Они приехали в 2005-м по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга. За два года до этого Белоусова и Протопопов впервые после эмиграции из СССР побывали в Москве по приглашению Вячеслава Фетисова, возглавлявшего тогда спортивное ведомство. На открытую тренировку Белоусовой и Протопопова пришли несколько десятков убеленных сединами поклонников их таланта.

Затем, в 2007 году было выступление в столичном «Мегаспорте» на юбилее Татьяны Тарасовой, а в последний раз они приезжали в Россию в 2014-м -- по приглашению Федерации фигурного катания на коньках России посетили олимпийский турнир фигуристов в Сочи. На тот момент Олегу Алексеевичу исполнился 81 год, Людмиле Евгеньевне 78. Но они оставались верны себе, не давая возрасту одержать верх.

BelousovaProtopopov7

«До сих пор мы каждый год готовим программы для выступлений, стараемся постоянно поддерживать себя в тонусе», – рассказывал в те дни Олег Алексеевич…

За 60 лет совместных выступлений Белоусова и Протопопов стали восприниматься как единое целое. «У Белоусовой – Протопопова был свой талант, который заключался в чувстве партнера. Прыжки не были их выигрышной стороной. Они были, скажем так, невыразительными. Значит, надо было выделять Милу и Олега чем-то другим. Синхронностью, одинаковостью, слитностью всех компонентов – в этом ключе я с ними и работал», -- вспоминал о работе с парой тренер Игорь Борисович Москвин.

Всё изменилось в сентябре 2017-го, когда не стало Людмилы. Она скончалась в одной из швейцарских клиник после тяжелой болезни. Но и после ее смерти Олег продолжал выходить на лед. Через год, в 2018-м, он принял участие в ледовом шоу «An Evening With Champions», которое состоялось на арене Гарвардского университета в США. На этот раз легендарный фигурист катался один, без своей верной партнерши. Свой показательный номер он посвятил ей…

BelousovaProtopopov5

На протяжении ряда лет Олег Алексеевич вместе с Людмилой Евгеньевной несколько месяцев в году проводили в США, где тренировались на льду, удивляя поклонников фигурного катания и просто зрителей своей спортивной формой. Вот что рассказывала о спортивном долголетии пары их американская подруга Барбара Келли: «Правильное питание и движение – вот их весь секрет. Они хотели кататься до конца своих дней, поэтому очень большое внимание уделяли физической форме. У них не было машины. Они что в Швейцарии, что в Америке всегда снимали жилье в пешей доступности от катка. Никогда не соглашались, если кто-то предлагал подбросить на авто. Они пешком ходили в магазины (в крайнем случае, ездили на автобусе), на себе тащили сумки с продуктами, пешком поднимались по ступенькам в свои 80 с лишним. Не помню, чтобы они занимались каким-то особенным фитнесом. Разве что поддержки отрабатывали во дворе. Очень много гуляли. Любили плавать. Даже в холодной воде. И, конечно, много времени проводили на льду.

Особенное внимание уделяли питанию. Никогда не покупали никаких полуфабрикатов. Для Америки это, наверное, нонсенс. Все свои деньги, пожалуй, тратили на продукты – свежие овощи, свежие фрукты, мясо. Практически не ели сладкого. Хлеб Мила часто пекла сама. Она вообще очень много времени проводила на кухне.

У них не было ни телевизора, ни машины, ни мобильников. Да, была камера, на которую они записывали свое катание, а потом изучали, что нужно исправить, как сделать лучше. Иногда они просили мобильник у друзей, если срочно требовалось куда-то позвонить. У них стиль жизни был такой. Минимализм во всем. Все костюмы для выступлений Мила шила сама. Вручную или на такой маленькой швейной машинке.

Protopopov1

Олег в свободное время монтировал фильм. У него была идея – сделать кино о них. Он осваивал компьютер, расспрашивал моего мужа, что и как лучше сделать. Честно говоря, мой супруг большим специалистом в этом деле не был. Тем не менее, что-то у них там потихоньку получалось. Кстати, компьютером, наверное, лучше владела Людмила. Общение с «миром» у них шло в основном через электронную почту. Именно Мила вела всю переписку. Наверное, именно поэтому после ее смерти никто так и не получил с их почты ни одного ответа. Мне кажется, и английский язык она знала получше.

Как они проводили свободное время? Катались. Они жили этим. А еще время от времени мы в доме устраивали совместные вечеринки. Они что-то готовили, мы готовили. Накрывали стол. Как-то я уговорила Милу и Олега выучить гавайский танец «Хула». Не представляете, как мы «отрывались»! Нашли музыку, разучили движения, нарядились. Здорово получилось», -- вспоминала подруга семьи Барбара Келли.

О совместных тренировках с Белоусовой и Протопоповым, дружбе с ними вспоминала и Тамара Николаевна Москвина:

«В группе Игоря Борисовича Москвина собрались творческие личности: Игорь Бобрин, Юрий Овчинников и две ведущие спортивные пары СССР – Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Тамара Москвина и Алексей Мишин. Мы с Игорем Борисовичем не просто работали на одном катке с Олегом и Милой, но и дружили семьями. В Ленинграде в ту пору со льдом были проблемы, и мы часто ездили на сборы. Такие поездки сближали.

BelousovaProtopopov4

Протопопов очень дотошно подходил к малейшим деталям. Особенно к артистической части программ: подбору музыки, чистоте скольжения, отработке балетных позиций. Это выделяло пару Белоусова - Протопопов. Рядом с ними было интересно работать. Мы ощущали себя коллегами, которые делают одно дело, а не соперниками на каждой тренировке.

К Греноблю, где Олег и Мила стали двукратными олимпийскими чемпионами, они довели свой стиль до совершенства. Белоусова и Протопопов привнесли в спорт искусство хореографии. Они обращали громадное внимание на взаимодействие партнеров, на сюжеты программ, на отработку хореографических элементов. После них парное катание на какое-то время даже стало ареной противоборства «физиков» и «лириков».

У Протопопова был непростой характер, что отмечают все, кто знал его. Только по прошествии лет забываются детали, а в памяти остается вклад, который внесли Белоусова и Протопопов в фигурное катание. А чемпионов с легким характером не бывает»…

Олег Протопопов – первый советский фигурист, который в паре с Людмилой Белоусовой, одержал победу на Олимпийских играх (1964), первенствовал на чемпионатах Европы и мира (1965). Вся его, точнее их жизнь в спорте – образец высочайшей требовательности к себе, стремление создавать и открывать в фигурном катании новые грани, добиваться самых высоких результатов.

Подготовили Оксана ТОНКАЧЕЕВА, Борис ХОДОРОВСКИЙ, Надежда ШУЛЬГА, Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Ольги ТИМОХОВОЙ, из личного архива БЕЛОУСОВОЙ – ПРОТОПОПОВА

 

Федерация фигурного катания на коньках России

поздравляет легендарного фигуриста

Олега Алексеевича ПРОТОПОПОВА

с Днем Рождения!

Дорогой Олег Алексеевич!

Здоровья, сил, бодрости духа,

ярких воспоминаний, которые наполняют сердце

теплотой и любовью!

Для всех поколений фигуристов Вы останетесь

непревзойденным образцом

великолепного мастерства и таланта!

Search - Dropfiles
plg_fabrik_search
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки